Регистрация товарного знака

Товарный знак — один из надежных способов защитить от несанкционированного использования бренд, доменное имя СМИ, сайта, тренинга, словом, названия товаров и услуг.

Товарный знак еще часто называют логотипом (лого), торговой маркой. Есть ли разница?

Во-первых, товарный знак используется в предпринимательской деятельности. Следовательно, принадлежать он может только участникам такой деятельности: юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.

Во-вторых, товарный знак индивидуализирует товары и услуги, производимые или оказываемые лицом, которому он принадлежит, а не само это лицо. То есть всегда существует жесткая связь: товарный знак — товар/услуга — компания.

В-третьих, товарный знак появляется де-юре после регистрации в Государственном реестре товарных знаков и выдачи свидетельства на него. Такая регистрация проводится Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом).

Итак, товарный знак — это юридически оформленные права на логотип. А торговая марка — название, которое также часто используют в сети Интернет, — это ни что иное, как калька с английского trade mark — товарный знак.

Незаконное использование товарного знака

Незаконное использование товарного знака в любом виде и с любой целью может повлечь гражданский иск, содержащий требования о компенсации убытков до 5 млн рублей, и наказывается административным штрафом: для юридических лиц — до 200 000 рублей, для обычных граждан и должностных лиц — немного меньше.

Неоднократное нарушение законодательства в отношении чьего-то товарного знака с причинением крупного ущерба влечет за собой уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).

Нарушением закон считает не только копирование чужого товарного знака, но и использование похожего до степени смешения с товарным знаком в отношении однородных товаров или услуг. Заметьте не только тех же, но и однородных!

Регистрацию всех торговых знаков осуществляет Роспатент. По закону эта процедура длится 18 месяцев и две недели. Сегодня этот срок сократился, но все равно между подачей заявки и получением свидетельства пройдет не меньше 11 месяцев.

Гипотетически можно самостоятельно подать заявку на регистрацию, но даже опытные юристы, не специализирующиеся на этой теме, сталкиваются со сложностями при регистрации товарного знака, что уж говорить о человеке, далеком от юриспруденции. Поэтому целесообразнее заказать услугу регистрации товарного знака специалисту по патентованию. В нашей команде «Право в сети» такой специалист есть.

Что будет, если не зарегистрировать товарный знак?

Хитрый ход конкурента

Известны случаи, когда некто регистрировал товарный знак, соответствующий доменному имени чужого сайта, а после через суд требовал от владельца этого ресурса прекратить его использование, мотивируя действия «конкурента» нарушением прав на товарный знак. Единственный выход избежать такой неприятной ситуации — зарегистрировать товарный знак первым.

Время играет против

Иногда экспертиза вместо решения о регистрации может прислать уведомление о соответствии проверяемого обозначения законодательству. Такое уведомление можно назвать «предварительным отказом». В нем эксперт указывает, почему он не может разрешить регистрацию: выявлены сходные товарные знаки или заявки, поданные чуть ранее вашей; сам знак по закону не может быть охраняемым. В этом случае нужно будет принять решение: бороться дальше, доказывая свою правоту, или изменить знак и подать заявку еще раз.

Такие уведомления становятся неприятным сюрпризом для людей, самостоятельно регистрирующих товарный знак. Они не могут оценить на стадии подготовки заявки, какие риски их ждут. Специалист знает, что можно избежать неожиданностей с выявленным сходным обозначением, проведя предварительную проверку по нескольким базам данных. Параллельно с такой проверкой он оценивает и охраноспособность обозначения, то есть проводит предварительную экспертизу вашего бренда еще до подачи заявки и оплаты пошлины.

Сразу оговоримся, что 100-процентную гарантию специалист вам не даст, потому что даже при добросовестной проверке всегда есть вероятность «временного провала». «Временной провал» — это период, когда поданных заявок или информации о международной регистрации нет в проверяемой базе. Он длится около трех недель по заявкам на товарные знаки и шесть месяцев по международным регистрациям, которые расширяют свою охрану на нашу страну. Вероятность потерпеть неудачу из-за такого временного периода мала, но о ней следует знать.

Кроме того, сложности могут возникнуть с экспертизой: эксперты не всегда придерживаются подхода судов или Палаты по патентным спорам. В результате человеку отказывают в регистрации товарного знака. Именно таких спорных моментов можно избежать, заказав до регистрации услугу проверки предполагаемого товарного знака, что позволит существенно снизить риски получения уведомления-сюрприза после подачи документов на регистрацию товарного знака.

Подавая заявку самостоятельно, вы имеете шансы 50 на 50, а, обратившись к специалистам компании «Право в сети», вероятность получить товарный знак возрастает, и у вас появляется надежный помощник, который не бросит вас во время экспертизы и посоветует, как изменить знак или какие собрать документы, чтобы получить регистрацию.

Услуги Стоимость услуг «Право в сети», рубли Госпошлина/Примечание, рубли
Поиск тождественных и сходных товарных знаков по словесным обозначениям. Включает в себя зарегистрированные товарные знаки, заявки на товарные знаки, находящиеся на рассмотрении в Роспатенте, международные регистрации с охраной на территории РФ. 5 рабочих дней 
10 000
(+ 1500 за каждый класс свыше 5)
Поиск тождественных и сходных товарных знаков по изобразительным обозначениям. Включает в себя зарегистрированные товарные знаки, заявки на товарные знаки, находящиеся на рассмотрении в Роспатенте, международные регистрации с охраной на территории РФ. 5 рабочих дней 
12 000
(+ 1500 за каждый класс свыше 5 или при проверке сложносоставного изображения)
Подготовка пакета документов, подача заявки в Роспатент (ФИПС), ведение делопроизводства и получение свидетельства.

Все действия, не требующие экспертного анализа и подготовки ответов на запросы/уведомления экспертизы.

*При подаче заявки в электронном виде стоимость пошлин -30%.

18 месяцев
15 000
Госпошлины
3 500
(1000 за каждый последующий класс свыше 5).
Пошлина за принятие заявки к рассмотрению и проведение формальной экспертизы.


11 500
за один класс МКТУ
(2 500 за каждый последующий класс).
Пошлина за рассмотрение заявки.


16 000
(1000 за каждый последующий класс свыше 5).
Пошлина за регистрацию товарного знака. 


2 000.
Пошлина за получение свидетельства.

Ответ на уведомление/запрос, требующий экспертного анализа, дополнительного анализа материалов и т. д. От 10 000
Внесение изменений в материалы заявки, в том числе изменение заявителя по заявке (подготовка договора, заявления). 7 000 2 800

Если у вас остались вопросы, нужна консультация об услуге регистрации товарного знака или вы хотите поручить решение этой задачи нам, напишите или позвоните:
ledovskikh.m@gmail.com
8 800 550 60 39,
+7 (950) 768-52-77

Заполните форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время для уточнения деталей.