Нарушение авторских прав в Интернете

Вопрос, который вынесен в заголовок данной статьи, должен быть самым первым, если вы столкнулись с нарушением авторских прав в Интернете.  Но, к сожалению, не многие его задают, по крайне мере до суда.   Но, если не будет доказательств нарушения (а удалить из интернета сведения можно  в любое время), уже становится не важно насколько грамотно написана претензия или иск, какие права были нарушены, какие вы понесли потери.

Предлагаю вам перечень способов, которые помогут вам доказать, что нарушение авторских прав в Интернете произошло.    Каким из них воспользоваться, решать вам.

1) Простой скриншот.  Самый простой способ, который не требует ни временных, ни денежных затрат.  Любой пользователь Интернета сможет его сделать.  Но даже если возникли сложности, то в окружении обязательно найдется человек, который поможет.  При явных плюсах этот способ фиксации нарушения авторских прав не лишен слабых мест.  И самый главный минус в том, что скриншот может быть не принят судом, поэтому у нарушителя всегда есть возможность опровергать факт нарушения.  Таким образом, если вы серьезно рассматриваете возможность обращения в суд, то стоит обратить внимание на следующий предложенный способ.  Однако надо помнить, что простой скриншот гораздо лучше, чем ничего.

2) Фиксирование контента сайта у нотариуса.  Практика показывает, что судом такой документ будет принят как однозначное доказательство факта совершения нарушения.  Но, во-первых, данный способ требует достаточных финансовых затрат (подобная услуга будет стоить не меньше 3-4 тысяч рублей, а в большинстве случаев – гораздо больше).  Конечно, если вы выиграете иск, то можете требовать возмещения этих расходов.  Можно включит их и в сумму, которую вы будете требовать от нарушителя авторских прав в претензии. Во-вторых, подобную услугу оказывают не все нотариусы, в небольших городах можно реально столкнуться с проблемой поиска того нотариуса, который сможет это сделать.  И, наконец, фиксировать контент сайта у нотариуса можно только до подачи иска в суд.  Таким образом, если вы сделали такое заверение с опозданием, то противная сторона в суде может на это смело ссылаться.

3) Свидетельские показания.  Редко, но используются, в том числе в делах о нарушении авторских прав, если у вас нет других доказательств нарушения авторского права в Интернете или в дополнение к скриншоту.  Хочу вам сразу сказать, что в большинстве случаев свидетели не могут точно изложить, какие сведения были распространены в Интернете, их показания сбивчивы (любой человек в суде будет волноваться).  Таким образом, если грамотно не поработать со свидетелями, четко обсудив с ними, что они должны говорить в суде, то суд может не принять их показания.

4) Обозрение в суде материала, распространенного в Интернете.  Данный способ возможен, если по удачному стечению обстоятельств, по другому это никак нельзя назвать, статья не удалена из Интернета на момент рассмотрения дела в суде.  Если у судьи нет компьютера, подключенного к Интернету, то техническую сторону обозрения надо будет обеспечивать вам.

Каким бы способом вы не доказывали нарушение, их использование уже говорит том, что вы отстаиваете свои права, что очень важно.

Похожие записи

8 комментариев

  1. Маргарита, спасибо большое за интересную статью. А если я доказала, что у кого-то на сайте действительно был (или есть) этот контент – как мне доказать, что автор на самом деле я? Я читала, что дата первой публикации не всегда будет доказательством, это правда?

  2. Мария, рада, что Вам понравилась статья.

    Как доказать авторство? Одна из следующих статей будет посвящена этому вопросу.

    Для Интернета это очень актуально, дата первой публикации не всегда будет доказательством, так как в Интернете можно поставить любую дату. Но хочу Вас успокоить, пока авторство не оспаривается (а это происходит на часто, опять же, должны быть доказательства у другой стороны), автором считается то лицо, которое заявляет об этом. Как можно доказать авторство? 1. Регистрация авторских прав (это не обязательная процедура, но очень помогает, если надо доказать, кто является автором), 2. направить себе письмо с произведением, например, статьей. Потом хранить конверт и не распечатывать его. 3. свидетельские показания.

  3. Маргарита, спасибо за статью, согласна с Вами. Также я бы записала всю контактную информацию о нарушителе, пока ее не успели удалить.

    1. Лилия, полностью с Вами согласна. Не будет контактной информации, не к кому будет подавать претензию.

  4. Игорь Зайцев:

    (исправлены ошибки в тексте)

    Уважаемая Маргарита, вот для примера два скриншота:

    http://i56.fastpic.ru/big/2014/0424/2b/c1d5d764155b5a80173fb45b6d9b122b.jpg

    http://i56.fastpic.ru/big/2014/0424/bf/0e02011b95ea5b92b526f12f1e12d7bf.jpg

    Первый – мой авторский материал, в 2007 году написанный для газеты “Русский курьер”. Второй – этот же материал, кем-то опубликованный в “Сельской жизни” в 2012 году под другой фамилией. Оба есть в интернете. В редакции “СЖ” на мою претензию ответили, что Ольга Иванова – псевдоним внештатного автора, а псевдонимы “посторонним людям” не раскрывают. Во-вторых, если человек принес в редакцию текст, редактор не обязан “шарить в интернете”, чтобы убедиться в его оригинальности. Ну, и в-третьих: “Вы что – будете судиться из-за несчастных” 300 рублей? Предупредили нас, спасибо, больше с этим автором работать не будем…”
    “Русского курьера” давно нет, свое авторство доказать мне было бы непросто, несмотря на мою подпись и более раннюю дату опубликования. То есть судья задаст справедливый вопрос: “А не Ольга ли Иванова на самом деле автор материала, который опубликовала дважды под разными фамилиями?”
    В нотариальной конторе, действительно, запросили за “фиксирование контента” 7,6 тысячи руб. Правда, я раньше времени “фиксировать” не стал – и правильно сделал.
    Как Вы верно указываете, иск для истца может оказаться делом и хлопотным, и накладным, а газета, если ее и признают в суде виновной, будет тянуть с выплатой компенсации как можно дольше. А главное, насколько мне известно, суды не присуждают истцу большие компенсации по таким искам, в том числе исходя из плачевного финансового положения газет. Другое дело – успешное коммерческое издание. К примеру, московский фотокорреспондент (и юрист по образованию) обнаружил в журнале кроссвордов свой противоправно воспроизведенный снимок – крохотный, размером с почтовую марку, как иллюстрацию к загаданному слову. Сам составил иск, сам себя защищал на процессе и в итоге выиграл компенсацию в сумме 30 тысяч рублей и оплату судебных расходов. Это на моей памяти единственный “хороший” пример иска. )))
    А если речь идет о более сложном случае, когда плагиатор в крупном центральном издании почти до неузнаваемости переписывает чужой материал? Видимо, без профессиональной экспертизы не обойтись? Но это опять-таки финансовые вложения – подтвержденный экспертизой иск против команды юристов издания, съевших на исках не одну псину..
    Да, наказывать людей, живущих чужим трудом, надо, но возможности, возможности…

    1. Игорь, очень жаль, что вы так часто сталкиваетесь с нарушениями ваших прав. Разберу детально ответ редакции “СЖ” и ваш комментарий. Надеюсь, что это будет полезно не только вам, но и читателям сайта, которые сталкивались с похожими проблемами.

      “Ольга Иванова – псевдоним внештатного автора, а псевдонимы “посторонним людям” не раскрывают”.
      Псевдоним редакция не обязана раскрывать, здесь они правы.

      “Во-вторых, если человек принес в редакцию текст, редактор не обязан “шарить в интернете”, чтобы убедиться в его оригинальности”. “Шарить в Интернете” редактор действительно не обязан. Но ответственность за все, что появляется на страницах газеты редакция несет, это касается и нарушений авторского права. Редакция газеты будет ответчиком по иску.

      “Ну, и в-третьих: “Вы что – будете судиться из-за несчастных” 300 рублей?” Минимальный размер компенсации за нарушение исключительных прав составляет 10 000 рублей. Исходя из судебной практики, вы можете спокойно требовать порядка 20 000 -30 000 рублей. При этом вам надо будет доказать только нарушение, больше ничего, компенсация взыскивается автоматически.

      “Предупредили нас, спасибо, больше с этим автором работать не будем…”
      Это хорошо, что с этим автором работать больше не будут. Это в их интересах.

      “Русского курьера” давно нет”, это вообще не важно.
      “Свое авторство доказать мне было бы непросто, несмотря на мою подпись и более раннюю дату опубликования”. Если у вас есть оригинал газеты, в котором вы указаны как автором спорной статьи, то доказать авторство просто.

      “То есть судья задаст справедливый вопрос: “А не Ольга ли Иванова на самом деле автор материала, который опубликовала дважды под разными фамилиями?” Если такую позицию займет ответчик, то он и должен будет доказывать, что человек под псевдонимом Ольга Иванова является автором и публиковался дважды под разными фамилиями. Кроме того, под вашей статьей вы подписаны реальным именем, это снимает многие вопросы. Также через суд можно обязать редакцию раскрыть псевдоним. В этом случае (по определению суда) они обязаны будут это сделать.

      “Как Вы верно указываете, иск для истца может оказаться делом и хлопотным, и накладным”. Это действительно так.

      “а газета, если ее и признают в суде виновной, будет тянуть с выплатой компенсации как можно дольше” Это правда. Но есть очень хороший способ, взыскание по исполнительному листу через банк, даже к приставам не надо идти. Если это реальное юридическое лицо, то деньги можно получить достаточно просто.

      “А главное, насколько мне известно, суды не присуждают истцу большие компенсации по таким искам, в том числе исходя из плачевного финансового положения газет”. Про компенсации я ответила, кроме того, газета газете рознь, да и суды сейчас не благоволят прессе.

      “А главное, насколько мне известно, суды не присуждают истцу большие компенсации по таким искам, в том числе исходя из плачевного финансового положения газет”. Про минимальную компенсацию я ответила, а есть еще и моральный вред за нарушение права на имя. Кроме того, суды сейчас не благоволят прессе и размер компенсаций может быть очень разным. Финансовое положение редакции волнует суд не часто, кроме того, когда доходит дело до доказательств, то редакции их не предоставляют.

      “Другое дело – успешное коммерческое издание. К примеру, московский фотокорреспондент (и юрист по образованию) обнаружил в журнале кроссвордов свой противоправно воспроизведенный снимок – крохотный, размером с почтовую марку, как иллюстрацию к загаданному слову. Сам составил иск, сам себя защищал на процессе и в итоге выиграл компенсацию в сумме 30 тысяч рублей и оплату судебных расходов. Это на моей памяти единственный “хороший” пример иска. )))

      Очень рада, что в данном деле удалось отстоять свои права. Но примеров успешной защиты авторского право много. С фотографиями очень хороша практика, в большинстве случаев дела выигрываются. 20-30 тысяч это средняя сумма, которую взыскивают за 1 одно незаконное использование фотографии.

      “А если речь идет о более сложном случае, когда плагиатор в крупном центральном издании почти до неузнаваемости переписывает чужой материал? Видимо, без профессиональной экспертизы не обойтись?” С переписыванием очень трудно. Если действительно текст переписан до неузнаваемости, то остается только развести руками. Знаю, что такие дела идут очень тяжело, на своем опыте. Помогала я в суде одному ученому, в том деле переписали … диссертацию, но переписали своим словами. Так вот, ничего сделать не удалось, мы проиграли дело, и экспертиза не помогла … “Но это опять-таки финансовые вложения – подтвержденный экспертизой иск против команды юристов издания, съевших на исках не одну псину..” Поверите или нет, но не все юристы, даже работающие в крупных СМИ, очень хорошо понимают авторское право и имеют много практики в этих делах. Очень часто, они занимаются другими вопросами, которые не связаны с авторским законодательством.

      1. Cпасибо за очень обстоятельную информацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *