Защита деловой репутации

Сегодня, когда современные технологии позволяют легко и быстро распространяться огромным массам информации, участились случаи недобросовестного использования сведений с целью опорочить репутацию отдельных граждан или фирм. И не важно, кто подвергся клевете: индивидуальный предприниматель, физическое лицо или компания, — законодательство предусматривает меры по защите деловой репутации граждан и юридических лиц (статья 152 Гражданского кодекса (ГК).

Что такое деловая репутация и у кого она есть

Под выражением «деловая репутация» понимается позитивное мнение со стороны общества о профессиональной деятельности юридического лица, ИП или физического лица. От того, на высоте ли репутация компании или делового человека, зачастую зависят не только успешные контракты, но и сам факт существования фирмы или ИП. Вряд ли кто-то захочет сотрудничать с предприятием или бизнесменом с сомнительной репутацией. Поэтому над созданием положительного имиджа приходится работать на протяжении всего времени ведения бизнеса.

Судебная практика признает, что деловая репутация есть у всех, в том числе у физических лиц, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных органов, и не связана исключительно с осуществлением предпринимательской деятельности.

Что значит «опорочить деловую репутацию» с точки зрения закона

Не любое, кажущееся с первого взгляда негативное действие одной стороны по отношению к другой, можно рассматривать как посягательство на репутацию. Иски о защите деловой репутации в абсолютном большинстве случаев подаются тогда, когда распространяются порочащие и не соответствующие действительности сведения. Хотя в 2013 году были внесены изменения в статью 152 Гражданского кодекса РФ, позволяющие подать иск и в случае распространения только ложных сведений — без наличия информации порочащего характера, — таких исков не так много.

Давайте рассмотрим случаи, когда правомерно говорить о нарушении с последующим требованием юридической защиты деловой репутации в соответствии с частью 1 статьи 152 Гражданского кодекса РФ.

1. Информация распространилась через любые СМИ, интернет, публичные выступления, служебные характеристики или была передана устно от одного гражданина другому. Это значит, что если сторона, собравшая нелицеприятные сведения о другой стороне, предприняла все возможные меры по соблюдению конфиденциальности при их передаче, и они не вышли за пределы двусторонних отношений, факт распространения порочащей информации разбираться не может.

2. Информация одной стороны о действиях другой имеет порочащий характер. Сюда входит только распространение информации о нарушении закона, моральных принципов или деловой этики, а также нечестности в ведении предпринимательской деятельности. Не считаются порочащими критические замечания о работе или нейтральные высказывания о внешнем виде, характере или физических изъянах лица.

3. Сведения являются недостоверными и не соответствуют реальным событиям. То есть должна быть возможность доказать факты, о которых идет речь, в противном случае информация, которую нельзя подтвердить, подлежит опровержению. Не принимаются как недостоверные сведения, содержащиеся в процессуальных и официальных документах.

В качестве порочащих деловую репутацию не могут рассматриваться следующие сведения:

— если одна сторона передает информацию о другой стороне не в утвердительной, а в вопросительной или предположительной форме;

— если сведения выражают мнение автора статьи (Конституция РФ разрешает свободно высказывать свое мнение всем гражданам).

Компания или предприниматель, о которых распространились порочащие сведения, могут частично или полностью утратить деловую репутацию и понести материальные потери в бизнесе, не говоря уже о нанесенном моральном вреде, за что статья 151 ГК предусматривает компенсацию (моральный вред может быть взыскан только в пользу физических лиц).

Требовать судебной защиты деловой репутации в отношении дел, касающихся осуществления предпринимательской или экономической деятельности, имеет право и юридическое лицо, и ИП. Подобные разбирательства ведут арбитражные суды.

Физические лица часто требуют защиты деловой репутации, подавая один иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Иски о защите деловой репутации от государственных и муниципальных органов также не редкость, суды принимают и рассматривают их.

Истцом по иску о защите деловой репутации будет лицо, которое считает, что его опорочили. Истец обязан доказать, что информация была распространена, носит порочащий характер и непосредственно относится к нему. А ответчик в свою очередь должен доказать, что распространенные сведения реальны, произошли на самом деле, и рассматриваемая информация соответствует действительности. Хотя от ответчика и не требуется приводить доказательства того, что указанные им факты не являются порочащими, мы рекомендуем ответчикам занять активную позицию по этому вопросу.

До обращения в суд истец также может напрямую обратиться к ответчику с претензиями и не доводить дело до судебных разбирательств, но претензионный порядок в делах о защите деловой репутации не обязателен, поэтому иск возможно подать сразу.

Ответчиком может выступать один или несколько человек, имеющие отношение к распространению порочащих сведений, например редакция СМИ, которая опубликовала спорную информацию.

Когда ответчика нельзя установить (то есть информация была анонимной), истец также имеет законное право обратиться в суд и потребовать признать сведения ложными.

В иске о защите деловой репутации истец вправе требовать от ответчика:

— распространить опровержение порочащей информации тем же методом, каким она была размещена изначально, указав, что данные сведения являются «опровержением»;
— удалить сведения из интернета;
— опубликовать свой ответ;
— компенсировать убытки, если ему удастся доказать, что они действительно были;
— возместить «репутационный вред» (хотя он прямо и не предусмотрен законодательством, суды часто взыскивают его по искам о защите деловой репутации юридических лиц);
— компенсировать моральный вред (по искам о защите деловой репутации физических лиц).

Дела по защите деловой репутации лиц являются наиболее сложными и спорными в суде, поэтому, если вы столкнулись с подобными проблемами, лучше не тратить время и нервы зря, а обратиться к юристам независимо от того, на какой стороне вы оказались.

Lawinweb.ru

Если статья была вам полезна, поделитесь с коллегами и друзьями!
Комментарии к новости "Защита деловой репутации"
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Нажимая кнопку "Отправить", я принимаю условия Политики конфиденциальности. и даю своё согласие ИП Ледовских М. А. на обработку моих персональных данных , в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", в соответствии с целями и условиями, определенными Политикой конфиденциальности.