В этом материале мы рассмотрим порядок принятия устава СМИ, разберем перечень обязательных положений устава и разъясним возможности реализации прав учредителя и редакции СМИ, расскажем о санкциях (которые распространяются как на организации так и на граждан) за нарушение порядка предоставления устава СМИ в Роскомнадзор.
Практика показывает, что учредители отдельных средств массовой информации считают устав редакции СМИ документом скорее формальным и, как следствие, принимают документ на основе шаблона, найденного в интернете, или, того хуже, забывают о нем, считая отправку регистрационного заявления с комплектом документов единственным обязательным шагом. Последняя ошибка, не замеченная на этапе запуска СМИ, может сильно осложнить процесс его функционирования в дальнейшем. Помимо того, что за отсутствие устава существуют штрафы, о которых мы поговорим позже, могут возникнуть и другие сложности, например, при перерегистрации СМИ. А может быть и вообще фатальная ситуация, когда отсутствие этого документа делает невозможным выпуск СМИ редакцией под тем же названием.
Устав редакции СМИ или устав СМИ? Разберемся в терминологии
Часто устав редакции СМИ называют уставом СМИ, что неверно. Закон о СМИ в статье 20 говорит о необходимости принятия устава редакции СМИ, так как именно редакция СМИ осуществляет выпуск СМИ и устав как раз определяет ее статус. Непосредственно у СМИ — газеты, журнала, сайта, телепрограммы и т. д. — устава быть не может и не должно.
Когда же может понадобиться устав редакции СМИ?
Самое важное — это то, что устав — тот самый документ, который определяет, кто же является редакцией СМИ. Варианты могут быть различны: редакция — юридическое лицо, редакция — структурное подразделение юрлица, редакция — физическое лицо или ИП, редакция — объединение граждан.
Напомним, что цель устава редакции СМИ, согласно ст. 20 Закона о СМИ, — урегулировать отношения между хозяйствующим субъектом (учредителем — физическим либо юридическим лицом) и редакцией (сотрудниками, творческими работниками и др. участниками процесса выпуска и распространения СМИ).
Рассмотрим наиболее распространенные схемы.
1.Юридическое лицо создается одновременно со СМИ для обеспечения его работы, становится после регистрации СМИ — редакцией СМИ. При этом учредителем СМИ может быть физическое лицо либо другое юридическое лицо.
Но и в этом случае устав редакции СМИ остается необходим. Устав ЗАО «Московские ведомости» не заменяет устав редакции газеты «Московские ведомости» (если только в уставных документах юридическое лица не предусмотрены положения, обязательные для устава редакции СМИ), — это два разных документа. Если все же устав юрлица и редакции объединен в одном документе, необходимо, чтобы этот документ был принят на собрании журналистского коллектива и утвержден учредителями СМИ (не путать с учредителями юридического лица, часто это разные субъекты).
2.Уже существующее юридическое лицо учреждает СМИ и само же становится редакцией СМИ и обеспечивает хозяйственную деятельность СМИ. Соответственно, в этом случае сотрудники (все или только отдельные) учредителя СМИ будут являться сотрудниками редакции СМИ.
3.Физическое лицо совмещает функции учредителя, редакции СМИ и главного редактора, то есть редакция СМИ состоит из одного лица. Стоит обратить внимание, что осуществлять предпринимательскую деятельность редакция-физлицо сможет лишь зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя.
Принятие и утверждение такого учредительного документа как устав не наделяет редакцию СМИ статусом юридического лица. Закон определяет СМИ только как форму распространения массовой информации.
В случае смены редакции СМИ (например, сначала выпуск СМИ осуществлял ИП, а потом было создано ООО для этой цели) надо будет внести корректировки в устав редакции СМИ.
А если устава нет? Кажется, ну какие правовые проблемы могут стоять за этим? Расскажу историю из нашей практики.
У СМИ один учредитель — ООО. Подготовку, выпуск СМИ осуществляет другое юридическое лицо. По факту обоими юридическими лицами управляет (пусть не лично, а через других физических лиц, но это не важно) один человек, поэтому конфликтов нет и не ожидается, настоятельной потребности урегулировать отношения между редакцией и учредителями СМИ не возникло, устав не был принят и представлен в регистрирующий орган. Так продолжалось не один год, СМИ благополучно печаталось, учредитель занимался своими делами. Но в определенный момент ООО-учредитель ликвидировали, при этом печатное издание продолжало выходить в свет еще не один год. Однако с 1 января в Законе «О СМИ» вступили в силу поправки, предусматривающие, что Роскомнадзор может по своей инициативе исключать из реестра те СМИ, учредители которых прекратили свое существование. Таким образом, это издание могут в любой момент исключить из реестра СМИ. Этот момент показал редакции СМИ всю шаткость положения, и журналисты обратились в «Право в сети» за консультацией.
По закону в случае ликвидации учредителя СМИ — юридического лица — его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции. Или в уставе редакции можно предусмотреть, что права переходят какому-то другому лицу. Но, как вы помните, устава-то нет, а без него доказать, что стороннее юридическое лицо является редакцией СМИ оказалось фактически невозможно. В итоге редакция СМИ решила зарегистрировать новое СМИ.
Другой пример.
В уставе прописывается процедура назначения и прекращения полномочий главного редактора, а он далеко не последнее лицо в редакции, так как именно редактор отвечает за выпуск СМИ. От того, какая будет закреплена процедура, будет зависеть, сможет ли учредитель СМИ единоличным решением поменять главного редактора или для этого нужно будет согласие журналистского коллектива.
Думаю, я вас убедила, что устав редакции СМИ — это не простая бумажка, а важный документ.
Также этот документ еще может быть нужен, если:
— Роскомнадзор потребует его предоставить;
— вы решите перерегистрировать СМИ (например, в связи с изменением состава учредителей), т. к. в пакете подаваемых документов вам надо будет предоставить копию устава редакции СМИ;
— подан иск, и суд потребует предоставить устав редакции СМИ.
В начале статьи мы обещали раскрыть порядок составления текста, предусмотренный законодательством.
В уставе редакции СМИ должны быть раскрыты существенные условия, а именно:
1) определены взаимные права и обязанности редакции, ответственность за решения учредителя, главного редактора, журналистского коллектива;
2) определен круг полномочий коллектива журналистов;
3) установлен порядок формирования органов управления редакцией: редакционной коллегии, главного редактора и других;
4) указаны основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ;
5) определен порядок передачи права на название СМИ;
6) установлен порядок принятия, утверждения, правки и корректировки устава редакции и другие положения, предусмотренные Законом о СМИ.
Мы поможем вам подготовить Устав с учетом особенностей вашего СМИ. Для этого перейдите по кнопке и ответьте на несколько вопросов.
После того как устав полностью готов в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: вы удостоверились, что в нем отражены все необходимые разделы, прописаны права, обязанности учредителя СМИ и редакции СМИ, оговорены условия их взаимоотношений, — осталось принять устав, оформить его надлежащим образом и направить в Роскомнадзор.
Отправка Устава — это только часть обязанностей учредителя после регистрации СМИ. Для того чтобы вы ничего не забыли, мы подготовили для вас специальную памятку.
Надо ли направлять документ в Роскомнадзор?
Для того чтобы выполнить требования законодательства, необходимо не просто принять устав, но и направить его в Роскомнадзор (для СМИ, распространяемых в интернете или на всей территории РФ, всегда в центральное подразделение) или его территориальный орган, в зависимости от того, где вы регистрировали свое СМИ. Потому что именно Роскомнадзор осуществляет контрольно-надзорную деятельность за деятельностью средств массовой информации.
Закон о СМИ говорит, что срок предоставления устава — 3 месяца с момента начала выпуска СМИ. Но если, например, ваш сайт уже действует и в какой-то момент вы решаете, что надо зарегистрировать СМИ, то вы обязаны направить устав не позднее трех месяцев после даты регистрации. Если же вы регистрируете сайт, еще находящийся в процессе разработки или еще не запущенный по разным причинам, то трехмесячный срок на предоставление устава в Роскомнадзор начинает течь с момента, когда сайт начал работу.
На начало выпуска СМИ по Закону о СМИ у учредителя есть один год с момента регистрации. Таким образом, в любом случае устав должен быть предоставлен в Роскомнадзор не позднее 1 года 3 месяцев с момента регистрации СМИ.
Устав можно предоставить в Роскомнадзор лично, в этом случае не забудьте попросить поставить отметку о получении на втором экземпляре сопроводительного письма. Или его можно направить Почтой России с описью вложения и уведомлением о получении, а также курьерской доставкой.
Уплата штрафа не освобождает учредителя СМИ от предоставления копии устава редакции СМИ в Роскомнадзор. А за дальнейшее нарушение сроков предоставления устава регистрация СМИ может быть признана недействительной в судебном порядке.
Договор вместо устава, возможно?
Законом о СМИ предусмотрена возможность замены устава редакции договором между учредителем и редакцией СМИ. Во время составления и перед принятием устава редакции на общем собрании коллектива журналистов именно на этот случай имеет смысл обратить внимание. Заключить договор между учредителем и редакцией СМИ проще, чем утвердить на общем собрании устав редакции.
Заключение такого договора правомерно, если в составе редакции не более 10 человек. На этот факт прямо ссылается статья 20 Закона «О СМИ». Но вы можете выбрать и принятие устава, это ваше право, вы не обязаны заключать договор, даже если у вас очень маленькая редакция. А что делать, если редакция не маленькая, а очень маленькая, где один человек и учредитель СМИ, и редакция, и главный редактор? В случае с интернет-СМИ, по своим клиентам знаем, это не редкость. По Закону о СМИ устав редакции обязателен и в том случае, когда в составе редакции всего один человек, он же главный редактор и учредитель. Это правило касается и сетевых изданий.
Возвращаясь к возможностям физического лица в создании устава, отметим, что если учредитель СМИ совмещает функции главного редактора, то устав редакции он утверждает как учредитель и подписывает как главный редактор.
Заменяющий договор между учредителем СМИ и редакцией здесь использовать нельзя, т. к. одно и то же лицо не может подписывать договор за каждую сторону, согласно статье 420 ГК РФ.
Поэтому если после прочтения этой статьи у вас появились сомнения, а соответствует ли устав вашего СМИ нормам действующего законодательства, то специалисты «Право в сети» могут провести аудит вашего документа. В итоге вы получите перечень конкретных рекомендаций, какие пункты или разделы устава или учредительного договора необходимо изменить или дополнить.
Юридическая консультация по деятельности СМИ
Мы бесплатно проконсультируем вас и подскажем, на что обратить внимание именно в вашем случае.
Для записи на консультацию нажмите на кнопку и оставьте заявку. Мы свяжемся с вами и в течение 15 минут, бесплатно ответим на ваши вопросы.
Если же вы счастливый учредитель нового зарегистрированного СМИ и устава у вас еще нет, то вы можете заказать его подготовку «под ключ», т. е. с учетом индивидуальных нюансов вашего СМИ.
Если вы на этой страничке оказались случайно и еще только размышляете, а надо ли вам оно, это СМИ, предлагаем начать с изучения теории в статьях этого раздела. А затем наша команда поможет вам оформить все необходимые документы для регистрации СМИ и получить необходимый статус СМИ для редакции.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, надо ли прописывать в Уставе, что редакция – ИП или ИП считается как физическое лицо? И надо ли прошивать или как-то скреплять листы Устава отправляя по почте?
Людмила, если редакция будет осуществлять коммерческую деятельность, то редакцией надо указать именно ИП, Да, устав надо прошить.
Здравствуйте.
Планируем выпускать рекламный справочник. Хотим зарегестрировать издание.
У нас есть ООО.Есть устав.
Нужно ли нам переделывать УСтав, и прописывать положения о “Редакции” и т.п.
Для регистрации СМИ в Роскомнадзоре изменений в устав учредителя СМИ вносить не надо.
Спасибо за статью. Как раз сейчас делаю устав редакции для своего первого СМИ – сайта. Ваша статья помогла понять, что мне не подходит договор, а также – что устав надо прошить.
Удачи вам!
Александр, рада, что наша статья была вам полезна.
Здравствуйте. Нужен ли устав для корпоративных СМИ, для редакции корпоративной газеты, распространяемой в пределах одной организации? Спасибо
Если корпоративный журнал зарегистрирован в Роскомнадзор, то устав надо принять в любом случае,
распространяемой в пределах одной организации – не исключение.