Маркетплейс и оферта

Маркетплейс и оферта

В российском законодательстве понятия «маркетплейс» нет, хотя этот термин широко используется для обозначения посреднических площадок для интернет-торговли. Поэтому у владельцев маркетплейсов есть вопросы по регулированию отношений между всеми участниками торговли. Мы расскажем об одном из удобных вариантов — публичной оферте.

Что такое маркетплейс

Маркетплейс — это торговая интернет-площадка, которая помогает компаниям продавать их товары и услуги, а покупателям — находить и приобретать нужное, выбирая из множества предложений. В отличие от обычных интернет-магазинов на маркетплейсах всегда работает множество продавцов.

Владелец маркетплейса, который в Законе «О защите прав потребителей» называется «агрегатором информации о товарах (услугах)» создает условия для взаимодействия покупателей и продавцов с помощью интернет-платформы, а именно:

  • Предоставляет покупателям информацию о предложениях продавцов/исполнителей и условиях покупки товара/услуг.
  • Информирует продавцов/исполнителей о возможностях и условиях продажи их товаров и оказания услуг.
  • Обеспечивает возможность сторонам заключать договоры купли-продажи.
  • Позволяет потребителям осуществлять оплату выбранного товара через платежные сервисы на счет маркетплейса с последующей выплатой средств продавцам.

Все правоотношения и этапы взаимодействия сторон (продавцов, потребителей, а также самого маркетплейса) осуществляются на основании договоров.

Публичная оферта для маркетплейса

Своим пользователям маркетплейс обычно предлагает публичную оферту, то есть предложение заключить договор по продаже или покупке товара или услуги. Оферта содержит существенные условия договора с пользователями маркетплейса.

В зависимости от степени участия в сделках самого маркетплейса, выбирается форма публичной оферты и определяется ее название и содержание. Например, вы можете встретить на онлайн-площадках такие документы: «Пользовательское соглашение сервиса», «Договор-оферта на оказание услуг», «Оферта между продавцом и покупателем», «Договор-оферта для маркетплейса» и т. п.

Публичной офертой считается предложение, которое содержит:

  • Существенные условия заключаемого договора.
  • Выраженное намерение юридического или физического лица, предлагающего оферту (т. е. оферента), заключить договор.
  • Адресацию всем лицам, согласным заключить договор на условиях, указанных в документе.

Важный момент — условия, предлагаемые в публичной оферте, должны быть одинаковыми для всех клиентов.

Публичная оферта может заменить агентский договор, по которому маркетплейс работает с продавцами, их еще называют торговыми партнерами. Таким образом, на сайте маркетплейса может быть две публичных оферты.

Существенные условия оферты маркетплейса

  1. При реализации товаров — возможность определить название и количество.
  2. При оказании услуг, выполнении работ — перечень действий исполнителя.
  3. Однозначное определение условий взаимодействия — момент акцепта оферты, момент возникновения у продавца обязательства по передаче товара потребителю, момент окончания оказания услуг, сроки и порядок принятия услуг, порядок отказа потребителя от договора и возврата ему денег.
  4. Для соблюдения законодательства о защите прав потребителей и правил продажи товаров дистанционным способом — дополнительные данные о продавце, такие как ОГРН, адрес и местонахождение, номер телефона, email. А ИП — ФИО, ОГРНИП, электронную почту и (или) номер телефона.
  5. Для защиты интересов маркетплейсов — способы и адрес для направления претензий, а также порядок рассмотрения таких запросов, чтобы покупатель не направлял документы, куда он посчитает нужным.

Условия оферты разных маркетплейсов могут отличаться — это зависит от услуг, которые платформа электронной коммерции оказывает клиентам, и от того, что именно на ней продается.

Как составить оферту

Прежде всего необходимо определить перечень существенных условий договора-оферты маркетплейса. 

Например, если продаются товары, то для покупателей-физлиц список существенных условий надо сверять с правилами продажи отдельных видов товаров, требованиями к договорам купли-продажи и нормами закона о защите прав потребителей. При реализации услуг следует ознакомиться с требованиями к договорам подряда и договорам об оказании услуг.

Если что-то из существенных условий в документе будет пропущено, оферту могут признать недействительной.

Важно также определить, кем является маркетплейс по отношению к пользователям (покупателям и поставщикам) — исходя из этого устанавливается степень его ответственности перед сторонами и величина налогов. 

Документ должен быть понятным по структуре и содержанию, без сложных и запутанных формулировок, которые могут быть неправильно поняты пользователями.

Грамотно составленная оферта маркетплейса убережет его владельца от разногласий с Роспотребнадзором и налоговой, от судов с клиентами, штрафов и серьёзных финансовых потерь. Важно прописать подробно каждый шаг взаимодействия с клиентами, поэтому шаблоны или текст чужой оферты могут не подойти вашей онлайн-площадке.

Помощь в подготовке или аудит оферты

Мы, юристы «Право в сети»:

  • Составим индивидуальную и понятную публичную оферту с учетом особенностей вашего маркетплейса.
  • Проинструктируем, как правильно разместить документ на сайте, а также проконсультируем об использовании оферты в дальнейшем в работе маркетплейса.
  • Тщательно проверим на соответствие нормам закона оферту, по которой вы работаете.

Оставьте заявку на подготовку оферты или экспресс-консультацию — нажмите на кнопку и заполните форму.

Также вы можете связаться с нами такими способами:

  • телефоны +7 (920) 219-69-16, 8 (800) 700-27-17 
  • WhatsApp, Viber, Telegram +7 (950) 768-52-77
  • почта manager@lawinweb.ru