Продюсерский договор

Давайте разберемся в особенностях продюсерского договора, всегда ли он нужен и можно ли его заменить другими видами договоров.

Случай из практики

Продюсер и эксперт не заключили договор. Схема работы была такой: деньги от клиентов получал продюсер, а потом переводил часть из них эксперту. Вся переписка велась только в мессенджерах.

Однажды продюсер решил продавать курс еще и самостоятельно, эксперт был против, и отношения испортились. Продюсер обратился в суд с иском  о неосновательном обогащении — раз нет договора, эксперт получал деньги необоснованно, а значит, должен вернуть все обратно продюсеру.

Чтобы у эксперта не было доказательств, продюсер удалил чат в одном из мессенджеров, но забыл «почистить» другую переписку, где было подтверждение, что деньги переводились за вебинары. Эксперт выиграл суд, но только в кассационной инстанции, изрядно потрепав нервы.

Если бы эксперт и продюсер заключили договор, то такой ситуации не было бы.

Договор «эксперт — продюсер»

Обычно онлайн-курс проходит такие этапы:

  • создание продукта;
  • продвижение эксперта;
  • продажа курсов как товаров без обратной связи от эксперта;
  • проведение «живых» онлайн-курсов с обратной связью эксперта или кураторов;
  • прием платежей.

 

Все эти этапы могут быть включены в один договор или регулироваться отдельными. Продюсерский договор обычно используют на этапе создания продукта, но не всегда. А этапы: продвижение, прием платежей, продажа курсов — можно «закрыть» договорами на оказание услуг или договорами агентирования.

Продюсерский договор с экспертом: особенности

С точки зрения законодательства продюсерский договор прежде всего регулирует создание продукта и распределение авторских прав.  

Дело в том, что в Гражданском кодексе нет отдельного раздела про продюсерский договор, а слово «продюсер» упоминается только в главе 70 «Авторское право», ст.1263 «Аудиовизуальное произведение». 

Разберемся в терминах Гражданского кодекса:

  • Аудиовизуальное произведение. К ним относятся записи видеокурсов, уроков, вебинары и т.п.
  • Продюсер — это лицо, которое организует создание аудиовизуального произведения.
  • Авторы произведения — автор сценария, режиссер и др.

Согласно п.4 ст.1263 ГК, исключительное право на курс и другие созданные им продукты принадлежат продюсеру, если в договоре между продюсером и авторами нет других условий. Отсюда вытекает основная цель продюсерского договора — распределение  авторских прав на созданный продукт.

Если договором не установлено иное распределение, исключительное право на курс будет принадлежать продюсеру, как организатору создания сложного произведения. Это означает, что только продюсер может продавать или другими способами распространять курс. Но при этом имя автора неприкосновенно, а значит, если эксперт составил программу и сценарий, его имя должно быть указано в названии курса.

Если сравнивать с фильмами, их распространением и рекламой занимается продюсер, но имена режиссера и сценариста всегда есть в титрах.

Чтобы не было вопросов об авторстве и правах на использование курса , продюсеру лучше подстраховаться:

  • Включить в договор условия, которые позволили бы точно определить, что был создан именно тот продукт, который планировался, например, приложить спецификацию по темам и длительности видеоуроков. 
  • После создания курса составить передаточный акт и перечислить, что именно было создано.

 

Если в начале работы не сразу понятно, что получится на выходе, то как только появится конкретика, надо составить дополнительное соглашение и перечислить критерии оценки курса.

Также вместо продюсерского договора, для передачи исключительных прав можно использовать лицензионный договор или договор авторского заказа

По лицензионному договору эксперт передает простую или исключительную лицензию на продукт. В случае простой лицензии у эксперта и продюсера остаются равные права на курс, а исключительная — означает, что все права «уходят» продюсеру. 

Договор авторского заказа регулирует создание произведения и передачу прав на него. Автор может передать только часть прав, например, только на распространение курса в интернете.

Поскольку после передачи прав эксперт может записать новый курс, продюсеру стОит предусмотреть в договоре критерии, по которым определяется новый курс является производным произведением или новым оригинальным. Например, если в новом продукте эксперта совпадает только 30% материала, курс оригинальный.

Договор между продюсером и экспертом: образец

Единого образца продюсерского договора не существует, так как отношения между продюсером и экспертом могут складываться по-разному. 

Обобщив все подготовленные нами договоры для оформления партнерских отношений между продюсером и экспертом, я насчитала 10 вариантов договоров или комбинаций договоров (иногда нужно заключать не один, а несколько договоров). 

Лучше каждую ситуацию рассматривать отдельно, поэтому предлагаем вам индивидуальную разработку договоров. Чтобы записаться на консультацию, нажмите на кнопку.

Договор между продюсером и экспертом: как регулировать отношения, не связанные с созданием курса

Работу, связанную с раскруткой эксперта, приемом платежей и продажей записей курса как товара, можно включить и в продюсерский договор. Но есть и другие варианты — договор на оказание услуг, рекламный договор и агентский договор.

Договор возмездного оказания услуг

Плюсы такого договора:

  • просто расторгнуть;
  • налоговая лояльно относится к таким договорам, если исполнитель находится на упрощенной системе налогообложения (Доходы).


Минус договора оказания услуг — если эксперт расторгнет договор досрочно, продюсер может остаться без гонорара и получить только возмещение расходов. Чтобы избежать такой ситуации, лучше предусмотреть этапы оказания услуг и стоимость по каждому из них. Другой вариант — определить, сколько стоит каждая услуга, например, оформить прайс как приложение к договору, и при расторжении просчитать стоимость оказанных по факту услуг.

Агентский договор

Плюсы:

  • Эксперт должен выплатить вознаграждение и даже при расторжении договора закрыть все долги.


Минусы:

  • Продюсер обязан предоставлять отчет со всеми подтверждающими документами.
  • Агентские договоры вызывают вопросы у налоговой. Чтобы минимизировать внимание налоговой, можно платить налоги не только с вознаграждения, а со всей полученной суммы, например, с платы за курсы, проходящей через агента. Но в этом случае будет высокая налоговая нагрузка.

Что важно учесть при составлении рекламного договора (договора на продвижение)

Важно определить размер вознаграждения продюсера и эксперта, например, учесть такие факторы:

  • Продвижение может проводиться как на аудиторию продюсера, так и на аудиторию эксперта. Часто, но не всегда, от того, откуда пришли клиенты, зависит вознаграждение продюсера. 
  • Еще одним фактором, влияющим на размер вознаграждения, могут стать понесенные сторонами затраты, например, расходы на рекламу. И в договоре важно прописать, какими отчетами подтверждаются потраченные суммы. 
  • Вознаграждение продюсера может быть как в фиксированной сумме, так и в процентах от выручки или прибыли. 
  • Можно предусмотреть дополнительное вознаграждение при выполнении определенных показателей, например, прибыль больше, чем планировалась. 

 

Все условия должны быть четко прописаны в договоре, чтобы не было разногласий.

Подведем итоги

Перед началом создания онлайн-курса определитесь, нужно ли регулировать отношения с партнером именно продюсерским договором или достаточно договора  оказания услуг или агентского. Обязательно проработайте все права и обязанности, финансовые условия и вопросы авторского права.

Мы работаем с онлайн-школами, экспертами и продюсерами  с 2014 года, в том числе подготовили несколько десятков продюсерских договоров и гораздо больше проаудировали.  

Если у вас есть вопросы о том, как построить надежные партнерские отношения эксперту и продюсеру, записывайтесь на консультацию. Для этого нажмите на кнопку.

Похожие записи