реклама в интернете

В прошлой статье мы рассматривали основные правовые понятия в сфере рекламы, но, так как сегодня большая часть маркетинговой деятельности перешла в сеть, хотелось бы остановиться подробнее на особенностях правового регулирования рекламы в интернете.

Мировая паутина предоставляет безграничные возможности для продвижения на своих просторах. Баннеры, ролики, контекст, таргетированная реклама в социальных сетях, изготавливаются многочисленными фрилансерами и агентствами очень быстро и, иногда, очень недорого.

Не секрет, что умелое позиционирование продукта на рынке влияет на количество продаж и благосостояние предпринимателя. И первое, о чем задумывается бизнесмен, – как удачнее раскрутить свой товар. Бизнесу нужна эффективная реклама: запоминающаяся, привлекающая внимание, иногда шокирующая, показывающая все конкурентные преимущества продукта и склоняющая к действию. Но зачастую ни ее производители, ни заказчики не знают законов, отвечающих за правильность оформления рекламных материалов.

Реклама в интернете: правовые аспекты

При производстве и размещении рекламы в интернете необходимо выполнять следующие правила:

  • общие требования к рекламе, которые, в том числе, обязаны соблюдать и владельцы сайтов, размещая рекламу;
  • особые требования к отдельным видам товаров и услуг;
  • специальные требования, касающиеся рекламы в интернете.

Документ, регулирующий рекламу в интернете – это уже знакомый нам Федеральный Закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года.

Дополнительные пояснения относительно интернет-рекламы можно найти в рекомендациях ФАС:

реклама в интернете ФАС

Законодательство о рекламе распространяется на рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, выпускающих и распространяющих интернет-рекламу на русском языке для жителей России, независимо от того, в какой стране производится рекламный продукт, в какой доменной зоне зарегистрирован сайт, к услугам какого хостинг-провайдера прибегает владелец сайта.

Несоблюдение закона «О рекламе» влечет за собой административную ответственность и облагается штрафом. Каждая из указанных групп лиц будет нести ответ за свой участок работы. Общий подход такой, заказчик рекламы отвечает за ее содержание, производитель — за оформление и подготовку, а распространитель — за место размещения материалов. Подробно о том, кто за что будет нести ответственность, регламентировано в статье 38 Федерального закона «О рекламе».

Например, если реклама, нарушающая требования законодательства, появилась на страницах сайта, то ответственность за нарушение понесет хозяин сайта (лицо, на чье имя зарегистрировано доменное имя). Стоит отметить, что владельцы сайтов часто не заключают рекламных договоров, поэтому в случае нарушения, они рассматриваются не только как рекламораспространители, но и как рекламопроизводители.

Когда закон не соблюдается впервые, размер наказания юридического лица исчисляется в размере 100– 200 тысяч рублей. Вторичное наказание сопровождается штрафом до 500 тысяч рублей. Действия физических лиц также могут влечь ответственность, но уровень штрафов значительно ниже. В некоторых случаях предусматривается гражданско-правовая ответственность.

Давайте рассмотрим наиболее распространенные нарушения:

  • Использование в баннерах рекламного характера ругательных выражений и сцен с употреблением алкоголя и табачной продукции.
  • Несоблюдение авторских прав (недопустимость использования части или целого произведения в рекламе без согласия правообладателя, внесение в произведение несанкционированных изменений), права на изображения. Соблюдение прав автора обязательно при использовании в рекламе фотографий, картинок, копировании текстов и музыкальных произведений, используемых в рекламных роликах.
  • Отсутствие возрастной маркировки. Реклама всевозможных развлекательных и образовательных мероприятий, информационной продукции возможна только с маркировкой (0+, 6+, 12+, 16+). Очень внимательно стоит отнестись к продвижению в интернете продукции и услуг для детей и подростков, к такой рекламе есть отдельные требования.

Согласно закону:

реклама в интернете закон

Поэтому публикации с рекламной информацией подобного характера должны маркироваться. Реклама в интернете, включая социальные сети, тоже подпадает под это требование.

  • Информация о конкурентных преимуществах продукта, спросе на товар, общественном признании, рекомендациях и всевозможных наградах сильно влияет на продвижение продукта на рынке, но некорректное ее применение влечет за собой нарушение статьи о добросовестности рекламы.

Предположим, на сайте продавца или производителя продукции появляется информация, указывающая на преимущества одного товара (услуги) перед другими, или обозначение одного товара (услуги) выделяется по отношению к остальным — такая информация расценивается как реклама. Правило применимо как для сторонних товаров и услуг, так и для собственных, в случае, если информация размещена, например, во всплывающем баннере. (Прим.: не все знают, но требования рекламного законодательства могут распространяться и на информацию о своих товарах и услугах, размещаемую на своем же сайте, если имеет место особое привлечение внимание к товару или услуге).

Нарушением не считается размещение информационных материалов о товаре производителя, публикации обзоров и научных исследований, которые не несут целей продвижения продукта. Это правило относится и к распространителям алкогольной продукции. Например, на сайтах производителей или продавцов алкоголя правомерно обозначение товара в качестве информирования покупателей.

реклама в интернете закон

Отдельно стоит заметить, что видеоролики, выложенные на видеохостингах, также не рассматриваются как рекламный материал.

Набирает обороты дистанционная торговля и инфобизнес, когда товар (услуги) распространяются через сеть. Деятельность лиц, осуществляющих подобные услуги, также определяется законодательством. Инструментом продвижения в таком бизнесе являются электронные рассылки. Хотя справедливости ради стоит сказать, что сейчас и многие оффлайн-бизнесы имеют рассылки. И именно в них оказывается больше всего серьезных отступлений от закона.

При составлении текста письма следует различать рекламный текст и информационную статью, потому что это может стать причиной нарушения, как и несоблюдение правил подписи писем в рассылке. По поводу правил электронной рассылки существует огромное количество предписаний, знать которые должен любой, даже начинающий бизнесмен, чтобы избежать административных наказаний, в том числе за распространение спама.

Расходы на судебные предприятия достаточно велики и сопряжены с затратами нервной энергии и времени. Не проще ли изначально опираться в работе на букву закона, чтобы впоследствии не тратить деньги и время на неприятные хлопоты?

Статью подготовила Оксана Цыганова специально для “Право в сети”

Обо всех особенностями правомерной рекламы в интернете мы будем говорить на мини-курсе «Правовое регулирование рекламы». Обязательно затронем вопросы организации электронных рассылок, онлайн-торговли и других аспектов безопасного продвижения бизнеса.

 

 

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *