На своем сайте Роспотребнадзор опубликовал новый документ: «Рекомендации по распространению в СМИ информации о случаях самоубийства». Данный документ был подготовлен как сотрудниками Роспотребнадзора и Роскомнадзора, так и преподавателями российских вузов и некоторыми журналистами.
Хотя в документе всего 6 страниц, но по своей сути, на мой взгляд, информация изложена в нем достаточно емко и по существу. И большинство рекомендаций вполне логичны, если рассматривать их с точки зрения сочувствия семье погибшего человека или с точки зрения непропагандирования этой темы вообще.
Согласитесь, что навряд ли матери погибшего подростка будет приятно, если на первой полосе местной газеты крупным планом будет фотография предсмертной записки или подробности жизни ее семьи, которые она не хотела бы делать достоянием общественности (еще не факт, что эти подробности соответствуют действительности или поданы в правильном контексте, но это уже другой вопрос). Но с другой стороны, есть цель редакции СМИ и отдельного журналиста привлечь внимание читателей, зрителей, слушателей к острой, будоражащей теме.
Будем честны друг с другом, в нашем обществе, к моему глубокому сожалению, есть достаточное количество людей, кому очень нравится читать, смотреть или слушать душещипательные, скандальные подробности чужой жизни. Я не буду давать никаких личных оценок, что это хорошо или плохо. Я констатирую, что такой факт существует. И вполне логично, что раз есть спрос, то должно быть и предложение, потому что редакциям СМИ надо тоже держаться на плаву и отстаивать свои позиции в конкурентной борьбе в непростое, с экономической точки зрения, время.
Но все же я согласна с рекомендациями Роспотребнадзора, что в материалах на такую непростую тему (с точки зрения морали, философии, религии, психологии и др.) надо все-таки придерживаться каких-то общечеловеческих принципов тактичности и сдержанности.
Тем более что по результатам различных исследований, перечисленных в Рекомендациях Роспотребнадзора, действительно выявлена зависимость между фактом случившегося самоубийства, его активного освещения в СМИ и дальнейшей «волной» самоубийств из числа читателей, слушателей, зрителей этих СМИ.
Конечно, очень сложно утверждать, что 100% конкретная публикация в журнале или сюжет на телевидении привели к тому, что, допустим, 10 человек последовали примеру из этой публикации или сюжета. Но мы никогда не узнаем наверняка, что является последней каплей, которая толкает человека на такой шаг. И если есть определенная вероятность, что СМИ имеют на это влияние (хотя бы косвенное), то согласитесь, что лучше эту вероятность сократить.
Обращаю внимание, что я никоим образом не утверждаю и не обвиняю СМИ в провоцировании самоубийств, но результаты исследований дают пищу для размышлений. Особенно если вспомнить о том, что современные дети и подростки окружены со всех сторон различной информацией практически в свободном доступе.
Итак, что же пишет Роспотребнадзор в своих Рекомендациях по распространению в СМИ информации о случаях самоубийства. Его рекомендации разделены на две части: что делать можно, а чего лучше избегать.
В конце статьи есть ссылка, где можно скачать полный текст документа, а сейчас я перечислю только кратко основные моменты.
Что рекомендуется избегать в сообщениях о самоубийствах в СМИ:
- Не помещать информацию на первой полосе печатного издания или на главной странице сетевого издания.
- Само сообщение должно быть кратким, без эмоционального окрашивания, без подчеркивания сенсационности, но в то же время без иронии или юмора, обесценивания случившегося.
- Не надо давать каких-то оценок случившегося, например, что погибший совершил героический поступок или это его нормальная естественная реакция на социально-экономическую обстановку в обществе.
- Не стоит размещать фотографий предсмертных записок, родственников, самого погибшего.
- Не надо в подробностях расписывать непосредственный «процесс» случившегося, каким образом были приобретены какие-то предметы или совершены какие-то действия (чтобы не получилась фактически инструкция к применению).
- Не надо искать виновных и виноватых.
- А также недопустимо после сообщения (статьи, видеосюжета) делать «подборку» из материалов на эту же тему.
Рекомендации Роспотребнадзора о том, как следует сообщать о фактах самоубийства, если уж очень надо:
- Размещать сообщение в разделе «Происшествия» или аналогичном. Причем необходимо подчеркнуть, что возможные причины случившегося (алкоголь, наркомания и т. п.) поддаются лечению.
- Рекомендуется размещать материалы с историями людей, кто находился в сложном положении, но вышел из него с помощью медицинской и психологической помощи.
- Размещать информацию о телефонах доверия, об организациях, куда можно обратиться за помощью в случае сложных жизненных обстоятельств.
- Рекомендуется воздерживаться от оценок и предположений возможных причин случившегося до получения результатов судебно-медицинской экспертизы и окончания следствия.
- Также перечислены варианты конкретных слов, которые рекомендуется употреблять в статье или репортаже.
- Обратите внимание, что Роспотребнадзор подчеркивает, что при изложении материала необходимо опираться на достоверные факты и надежные источники информации. Хотя этот пункт относится ко всем материалам, которые размещаются в СМИ.
- И последнее — процитирую — «рекомендуется руководствоваться принципом разумной достаточности».
Напомню, что в России запрещено распространять информацию, призывающую к совершению самоубийств или подробно описывающую способы их совершения. Также существует ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который установил несколько уровней запретов информации для отдельных возрастов. Но к сожалению, в интернете постоянно появляются сайты, группы в социальных сетях, которые эти законы нарушают. Роспотребнадзор, конечно, ведет работу в этом направлении, блокирует ссылки, домены. Но информация просачивается и порой «бьет» по психологически уязвимым людям, детям, людям, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
В заключение хочу еще раз обратить внимание всех, кто пишет, готовит репортажи — давайте будем руководствоваться принципами разумной достаточности, когда тема касается чьей-то смерти.
Скачать Рекомендации по распространению в СМИ информации о случаях самоубийства Роспотребнадзора.