По исследованию RTM Group, компании, которая занимается информационной безопасностью, граждане все чаще проигрывают в суде дела о возврате средств, похищенных со счетов их банковских карт. 194 таких обращения рассмотрели суды в 2016 году. Выиграли дела и смогли добиться возврата денег только 19 % заявителей.
Чаще всего рассматриваются дела в отношении ПАО «Сбербанк России» – 140 случаев за 2016 год. И почти все они решены судами в пользу банка, в пресс-службе которого поясняют, что эта статистика говорит о соответствии продуктов банка действующему законодательству.
Чаще всего похищаются средства у пользователей интернет-банков либо мобильных приложений. Банк может возместить пропажу, даже не доводя до суда, если будет на 100 % уверен, что собственник карты никак не скомпрометировал ее данные и не причастен к похищению. Но доказать это становится все сложнее. К тому же, если злоумышленники сумели выведать кодовое слово, номер телефона и прочие данные по карте – по документам все операции с выводом денег будут проведены от имени владельца. В этом случае от банка возмещения не получить.
Банки сейчас могут обезопасить себя уже в момент заключения договора о карточном счете, прописав в тексте, что все риски дистанционного обслуживания возлагаются на клиента. Еще банки предлагают защитить средства на картах, оформив специальную страховку. В случае отказа от оплаты полиса, держатель карты возмещения не получит, так как «сам виноват», отказавшись от страховой защиты. Суд будет на стороне банка.
Поэтому при краже средств первым делом надо заблокировать карту и карточный счет, и без промедления начинать собирать информацию для доказательства в суде своей невиновности. Подойдут документы и показания свидетелей, подтверждающие, где находился человек в момент снятия наличных денег или перевода с карты.