Сейчас, во времена большого потока информации, все чаще встает вопрос авторского права после смерти автора. Что происходит в этом случае с переизданием книг, размещением музыки в публичном пространстве, литературными произведениями, репродукциями картин, фотографиями? Что является предметом авторского права и кому принадлежат права после смерти автора? Какое наказание предусмотрено, если взять произведение автора без согласия правообладателя?

Авторское право: вопросы закона

статья 1255 ГК РФ авторские права

Исключительное право дает возможность автору контролировать применение его интеллектуальной собственности, — итог творческого труда. Срок действия: в течение всей жизни и 70 лет после смерти автора. Отсчет начинается с 1 января, следующего за годом смерти.

Личные неимущественные права автора состоят из:

  • права на имя (право использовать подлинное имя, псевдоним или публиковать анонимно);
  • права авторства (признаваться автором произведения);
  • права на неприкосновенность произведения (право на защиту и охрану произведения и его названия от внесения изменений, сокращений, дополнений, искажений);
  • права на обнародование произведений.

В законе закреплена бессрочность охраны авторства, имени и репутации автора и неприкосновенности произведения.

Автор и правообладатель — субъекты авторского права. Изначально автор всегда является правообладателем. Однако при жизни он может передать исключительное право на произведение, и правообладателем может стать другое лицо.

После смерти автора обладателями исключительных прав становятся наследники автора (правообладателя) или издательство, или музей (в случае с репродукциями картин).

Для того чтобы больше узнать про авторское право, скачайте и посмотрите бесплатный вебинар «8 шагов по защите авторского права».

Ввиду того что в 1995 году Россия присоединилась к Бернской конвенции, все советские и российские произведения получили за пределами России защиту авторских прав.

Авторские права на литературные произведения и переиздание книг

статья 1281 ГК РФ авторское право после смерти

Как уже было сказано, правообладателем при жизни является сам автор. После его смерти эту прерогативу получают наследники. Только с их разрешения можно переиздавать литературные произведения, использовать фрагменты кинофильмов, фотографии и другие объекты авторского права, которые определены в перечне.

Всем известный роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован после смерти писателя. Наследницей стала его вдова Е. С. Булгакова, а затем — ее потомки. Роман впервые полностью опубликовали в 1967 году, поэтому он является объектом авторского права и охраняется законом до 2038 года.

Как известно, Е. С. Булгакова дорабатывала рукопись романа более 20 лет после смерти М. Булгакова. Если будет признано соавторство, то срок авторского права продлится еще на три года, так как Е. С. Булгакова скончалась в 1970 году.

В 1994 году режиссер Юрий Кара экранизировал роман «Мастер и Маргарита». Но из-за разногласий о правах на съемки и последующий показ между продюсерами и наследниками зрители увидели фильм только спустя 16 лет, в 2011 году.

А если у умершего автора нет наследников?

Что происходит с объектами авторских прав после смерти автора, если и наследники ушли из жизни?

В таком случае по прошествии семидесяти лет после смерти автора его произведения переходят в общественное достояние.

Это означает, что результат творчества можно использовать без чьего-либо согласия и без выплаты авторского гонорара. При этом права автора на имя и авторство сохраняются, так же как и неприкосновенность самого произведения.

Так, например, все работы поэтессы Марины Цветаевой с 1 января 2016 года перешли в общественное достояние.

А как быть с репродукциями картин, авторы которых уже давно умерли?

Здесь не все так однозначно, потому что существует

Согласно статье 36 названного закона, права на публикации музейных экспонатов и коллекций закреплены за музеем, в котором они находятся. Кроме того, изготовление любой продукции с изображениями музейных предметов можно осуществлять только с разрешения самого музея.

Так, например, Государственный музей Эрмитаж в 2011 году подал в суд на дизайнера-модельера Ию Викторовну Йоц. Руководитель модного дома «Ия Йоц» использовала картину «Дама в голубом» Томаса Гейнсборо в своем магазине и на модном показе коллекции в качестве фона для подиума.

Состоялось несколько судебных заседаний: факт нарушения прав Эрмитажа на картину был установлен. Модельеру запретили использовать картину и обязали выплатить судебные издержки.

Еще пример: всем известная картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» успешно воспроизводится на конфетной обертке с разрешения Третьяковской галереи.

Воспроизведение и использование отрывков из кинофильмов

В последнее время в сети все чаще встречаются статьи, где в качестве иллюстраций используют кадры из кинофильмов. Насколько это легитимно?

Картинка (скриншот) киноленты — часть творческого труда, и на нее распространяются исключительные права правообладателя кинофильма.

Однако статья 1274 ГК РФ разрешает свободно использовать произведение в информационных, научных, учебных или культурных целях без согласия автора и правообладателя, но с обязательным указанием имени автора.

Если в статье или на сайте используется часть кинофильма или его кадр, то необходимо указать следующее:

  • автора или правообладателя;
  • источник заимствования;
  • материалы преследуют учебные цели;
  • форму для направления возможных претензий.

Приняв такие меры предосторожности, вы сможете избежать жалоб правообладателей.

Ответственность при нарушении авторского права

Незнание закона не освобождает от ответственности

Любое произведение — продукт творческого и интеллектуального труда автора, который охраняется законом. Нужно помнить, что и после смерти автора исключительные права на произведения находятся под защитой.

Использовать их в своих целях можно с разрешения наследников или правообладателей. Если не уверены, что такие есть, лучше перепроверить во избежание возможных претензий, ведь размер компенсаций может быть очень внушительным.

Анна Сватенко, Lawinweb.ru

Похожие записи

12 комментариев

  1. Могу ли я использовать репродукции картин Войшвилло, указав в тексте книги ФИО художника
    Я не знаю где искать разрешение от наследников/правообладателей, если таковые существуют.
    С уважением Леонид

    1. Леонид, указав имя художника вы обезопасите себя от нарушения авторского права на имя. Но размещая
      репродукции без согласия правообладателя даже с указанием имени художника, вы нарушаете исключительные права.

  2. А как быть если наследников не осталось Но и 70 лет ещё не прошло? Можно ли переиздавать литературное произведение? И в каких источниках можно найти правообладателя на то или иное произведение?

    1. Если вы уверены, что наследников нет, в том числе наследников наследников, а также они при жизни
      никому не передавали свои права, то претензий в случае переиздания просто некому будет предъявить.

  3. Зоя Дмитриева:

    являются ли внуки наследниками?

  4. А как узнать какие произведения можно озвучить и продавать в последствии? С указанием автора, конечно.

    1. Право в сети:

      В общем случае произведение переходит в общественное достояние в России, если с года смерти его автора прошло 70 лет. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора).

      Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет. Все эти правила не применяются в случае, если пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав истёк к 1 января 1993 года.

      Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска (до 2004 года этот срок составлял 50 лет).

      В разных странах мира эти сроки отличаются.

  5. Наталья:

    Здравствуйте! А дневники являются объектом авторского права? И возникают ли права у наследников наследников, если автор (правообладатель) не передавал права официально, т.е. нет завещания по поводу интеллектуальной собственности?

    1. Да, дневники являются произведением. Завещание не обязательно, наследование может быть и по закону. Считается, если не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил следующие действия: вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, уплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства. (ч. 2 ст. 1153 ГК РФ)
      В отношении исключительных прав на произведение это может быть принятие материальных носителей, в которых выражены произведения (рукописи, картины и т.д.),

  6. Добрый день, ситуация такая. Умирает знаменитый художник не завещая никому свои картины. Вы в свою очередь являетесь менеджером этого художника. Имеет ли менеджер какое-то право на эти картины?Добрый день, ситуация такая. Умирает знаменитый художник не завещая никому свои картины. Вы в свою очередь являетесь менеджером этого художника. Имеет ли менеджер какое-то право на эти картины?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *