Обнаружено, что ресурс «ВКонтакте», а именно его мобильное приложение, занимается сбором данных об интернет-пользователях. Это заключение сделано программистом Владиславом Велюгой из Санкт-Петербурга, который изучил работу приложения и разместил свои выводы в открытом сообщении в Telegram.
Мобильное приложение информирует компанию, его разработавшую, об используемых устройствах и их операционных системах, местоположении пользователей, сообщает перечень точек Wi-Fi-доступа и даже список установленных пользователями программ. Компания Mail.ru Group, владеющая соцсетью «ВКонтакте», получает также данные об идентификационных номерах sim-карт, названии операторов и номерах мобильных телефонов.
По словам Евгения Красникова, представляющего «ВКонтакте», компания не скрывала никогда, что собирает и применят эту информацию для демонстрации рекламы, рекомендаций и оптимизации. Каждая соцсеть стремится улучшать выдачу персонального контента, поэтому анализирует данные о пользователе и его действия.
Представитель Mail.ru Group также сообщил, что сбор данных ведется myTracker – модулем мобильной аналитики, который общедоступен. Получаемые модулем сведения об идентификационных номерах мобильных телефонов помогают верифицировать пользователей и отсеивать ботов, а определение типа соединения (мобильная сеть или Wi-Fi) используется при анализе работы приложения в случае разных типов соединений. Собранные myTracker данные уходят на серверы Mail.ru Group, где обрабатываются и анализируются, а потом возвращаются компании «ВКонтакте» в виде зашифрованные отчетов. Есть ли у Mail.ru Group возможность доступа к любым собираемым данным или только к доступным для myTracker, представитель компании не сообщил.
Собирают различные данные Google и «Яндекс» – сведения необходимы для задач, решаемых приложениями. К примеру, геопозиция нужна сервисам карт, погоды и навигации. Передачу какой-то части сведений можно запретить – такие настройки есть у Google, они позволяют установить запрет на данные о поиске и местоположении. Однако передачу версии ОС и типа устройства запретить нельзя.
Как говорят эксперты, данные собираются для проведения маркетинговые кампаний среди своих подписчиков и для привлечения новых. Однако в России уже было судебное разбирательство после показа рекламы, основанной на переписке пользователя, юриста Антона Буркова. Он в 2013 году обсуждал запланированную поездку в Страсбург через Gmail, после чего обратил внимание на появившиеся объявления контекстной рекламы, где предлагались отели и услуги в получении визы.
Юрист обратился с иском в суд, посчитав, что о планах на поездку Google выяснил из его писем. Бурков требовал, чтобы компанию обязали прекратить практику чтения электронной переписки. В результате судом было запрещено Google читать письма заявителя. Google в конце июня сообщал, что полностью отказался от чтения сообщений Gmail, используемых для таргетированной рекламы.