На сайтах, в соцсетях, на YouTube и других площадках часто размещают видеоотзывы на товары или услуги. Многие предприниматели считают, что такая обратная связь вызывает больше доверия. Не буду подтверждать или опровергать эту теорию.
Лучше поговорим о том, как юридически грамотно брать любые отзывы, чтобы потом не пришлось ходить по судам и выплачивать компенсацию.
Пример из судебной практики
Суд по интеллектуальным правам в феврале 2019 года рассматривал дело двух ИП:
- Владимир ─ получил отзыв на свои услуги;
- Оксана ─ автор видеоотзыва.
Первый суд у Владимира и Оксаны состоялся еще в 2016 году, а в феврале 2019 дело рассматривалось уже в кассационной инстанции, третьей по счету.
В 2015 году Оксана обратилась к Владимиру за юридическими услугами и заключила с ним договор. Позже Оксана записала видеоотзыв, который Владимир опубликовал на своем сайте.
Предложение о направлении видеоотзывов было размещено на сайте Владимира, но в предложении не было признаков лицензионного договора, а именно:
- перечня возможных действий в отношении присланных материалов;
- условий вознаграждения.
В 2016 году Оксана увидела, что Владимир использует ее отзыв для рекламы услуг, и потребовала убрать видео с сайта. Но Владимир требование не выполнил и получил повестку в суд.
Суд общей юрисдикции признал незаконным использование изображения Оксаны, обязал Владимира удалить видеоотзыв и взыскал с него 3000 рублей морального вреда.
Оксану решение не устроило, и она подала иск в Арбитражный суд. Эта инстанция взыскала с Владимира 30 тысяч рублей за нарушение исключительных авторских прав, но в компенсации морального вреда Оксане отказала.
С таким решением не согласился Владимир и подал жалобу в Суд по интеллектуальным правам, но ничего не добился ─ решения судов остались без изменения.
В итоге Владимир остался без видеоотзыва и выплатил компенсацию.
Выводы из судебного дела
Если клиент направил отзыв, это не значит, что у получателя автоматически появляется право на его использование.
Ни один отзыв не обходится без персональных данных, а в некоторых, например, в видео есть еще изображение клиента. Публикуя отзывы без согласия на обработку персональных данных, вы нарушаете закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ и рискуете уплатить штраф в размере 25 ─ 40 тыс. руб. на ИП и должностных лиц, 30 ─ 150 тыс.руб. на организацию.
А без разрешения на использование изображения и передачи авторских прав на видеоотзыв можете «нарваться» на выплату значительных компенсаций.
Что делать
Чтобы безопасно использовать в рекламе отзывы клиентов:
- Заключайте с каждым лицензионный договор. Он может быть безвозмездным, но эти условия должны быть в тексте договора, так как отсутствие согласия сторон в отношении лицензионного вознаграждения – основание для признания договора незаключенным.
- Предусмотрите в договоре способы и среды использования объектов авторских прав.
- Получите у каждого, приславшего видеоотзыв или отзыв с фото согласие на использование изображения.
- Получите отдельное согласие на использования персональных данных для распространения.
Если автор отзыва заберет свое согласие, сразу удалите текст или видео.
Будьте внимательны при работе с обратной связью от клиентов, чтобы не оказаться в суде.
Узнайте, какие документы нужны для вашего сайта
Ответьте на несколько вопросов, чтобы получить перечень документов, необходимых для вашего сайта
Если у вас онлайн-школа, пройдите отдельный тест и узнайте, какие документ нужны вашему образовательному проекту.
Внимание!
Юристы «Право в сети» подготовят для вашего сайта с учетом особенностей вашей деятельности:
- Уведомление в Роскомнадзор;
- Согласие на обработку персональных данных;
- Политику конфиденциальности другие необходимые документы.
Остались вопросы? Оставьте заявку на бесплатную консультацию.
Вы можете связаться с нами и другими способами:
- телефон: +7 (920) 219-69-16
- WhatsApp, Viber, Telegram: +7 (950) 768-52-77
- почта: manager@lawinweb.ru
- напишите ваш вопрос во всплывающем слева окне