Отзывы клиентов

На сайтах, в соцсетях, на YouTube и других площадках часто размещают видеоотзывы на товары или услуги. Многие предприниматели считают, что такая обратная связь вызывает больше доверия. Не буду подтверждать или опровергать эту теорию.

Лучше поговорим о том, как юридически грамотно брать любые отзывы, чтобы потом не пришлось ходить по судам и выплачивать компенсацию.

Пример из судебной практики

Суд по интеллектуальным правам в феврале 2019 года рассматривал дело двух ИП:

  • Владимир ─ получил отзыв на свои услуги;
  • Оксана ─ автор видеоотзыва.

Первый суд у Владимира и Оксаны состоялся еще в 2016 году, а в феврале 2019 дело рассматривалось уже в кассационной инстанции, третьей по счету.

В 2015 году Оксана обратилась к Владимиру за юридическими услугами и заключила с ним договор. Позже Оксана записала видеоотзыв, который Владимир опубликовал на своем сайте.

Предложение о направлении видеоотзывов было размещено на сайте Владимира, но в предложении не было признаков лицензионного договора, а именно:

  • перечня возможных действий в отношении присланных материалов;
  • условий вознаграждения.

В 2016 году Оксана увидела, что Владимир использует ее отзыв для рекламы услуг, и потребовала убрать видео с сайта. Но Владимир требование не выполнил и получил повестку в суд.

Суд общей юрисдикции признал незаконным использование изображения Оксаны, обязал Владимира удалить видеоотзыв и взыскал с него 3000 рублей морального вреда.

Оксану решение не устроило, и она подала иск в Арбитражный суд. Эта инстанция взыскала с Владимира 30 тысяч рублей за нарушение исключительных авторских прав, но в компенсации морального вреда Оксане отказала.

С таким решением не согласился Владимир и подал жалобу в Суд по интеллектуальным правам, но ничего не добился ─ решения судов остались без изменения.

В итоге Владимир остался без видеоотзыва и выплатил компенсацию.

Выводы из судебного дела

Если клиент направил отзыв, это не значит, что у получателя автоматически появляется право на его использование. 

Ни один отзыв не обходится без персональных данных, а в некоторых, например, в видео есть еще изображение клиента. Публикуя отзывы без согласия на обработку персональных данных, вы нарушаете закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ и рискуете уплатить штраф в размере 25 ─ 40 тыс. руб. на ИП и должностных лиц, 30 ─ 150 тыс.руб. на организацию.

А без разрешения на использование изображения и передачи авторских прав на видеоотзыв можете «нарваться» на выплату значительных компенсаций.

Что делать

Чтобы безопасно использовать в рекламе отзывы клиентов:

  1. Заключайте с каждым лицензионный договор. Он может быть безвозмездным, но эти условия должны быть в тексте договора, так как отсутствие согласия сторон в отношении лицензионного вознаграждения – основание для признания договора незаключенным. 
  2. Предусмотрите в договоре способы и среды использования объектов авторских прав.
  3. Получите у каждого, приславшего видеоотзыв или отзыв с фото согласие на использование изображения.
  4. Получите отдельное согласие на использования персональных данных для распространения.

Если автор отзыва заберет свое согласие, сразу удалите текст или видео.

Будьте внимательны при работе с обратной связью от клиентов, чтобы не оказаться в суде.

Узнайте, какие документы нужны для вашего сайта

Ответьте на несколько вопросов, чтобы получить перечень документов, необходимых для вашего сайта

Если у вас онлайн-школа, пройдите отдельный тест и узнайте, какие документ нужны вашему образовательному проекту.

Внимание!

Юристы «Право в сети» подготовят для вашего сайта с учетом особенностей вашей деятельности:

  • Уведомление в Роскомнадзор;
  • Согласие на обработку персональных данных;
  • Политику конфиденциальности другие необходимые документы.

Остались вопросы? Оставьте заявку на бесплатную консультацию. 

Вы можете связаться с нами и другими способами:

  • телефон: +7 (920) 219-69-16
  • WhatsApp, Viber, Telegram: +7 (950) 768-52-77
  • почта: manager@lawinweb.ru
  • напишите ваш вопрос во всплывающем слева окне

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *