Рекламный договор

Содержание

После того как в закон «О рекламе» внесли изменения по регулировке рекламы в интернете, договор стал обязательным условием взаимоотношений между рекламодателями и распространителями рекламы.

О том, какие материалы надо маркировать, а какие необязательно, и в целом как теперь работать с интернет-рекламой вы узнаете из интенсива «Интернет-реклама: новые правила». Он состоялся в конце сентября 2023 года, вы можете купить записи и получить в подарок полезные бонусы. Чтобы посмотреть программу и тарифы, нажимайте кнопку.

В этой статье рассказываем, какие разделы стоит включать в рекламный договор, и на что обратить внимание в документе, чтобы не получить иск за нарушение авторских прав. Также разберем, как быть блогерам при размещении рекламы в своих видео.

Какие разделы необходимы в рекламном договоре

Мы рекомендуем включать в договор такие разделы:

  • Предмет договора 
  • Права и обязанности сторон 
  • Права на результаты интеллектуальной деятельности
  • Порядок приемки-передачи оказанных услуг
  • Порядок оплаты услуг 
  • Срок действия договора
  • Порядок обмена документами в электронном виде (Электронный документооборот)
  • Основания прекращения договора 
  • Ответственность сторон
  • Разрешение споров, претензионный порядок
  • Заключительные положения
  • Реквизиты сторон

В основном перечисленные пункты стандартны для большинства договоров, но есть разделы, которые помогут в таких важных направлениях: 

  • распределение ответственности в случае нарушений законодательства о рекламе;
  • определение прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД);
  • фиксирование некачественных услуг и разрешение споров с исполнителями.

Остановимся на них подробнее.

Раздел «Права на результаты интеллектуальной деятельности»

Объект интеллектуальной собственности появляется при создании рекламы, это могут быть ролик, баннер, графика, тексты, музыка и т.п. И такой раздел договора защитит заказчика от претензий и исков в части нарушения авторских прав. Тем более что суммы компенсация за использования объектов авторских прав без разрешения правообладателя могут достигать нескольких миллионов рублей.

Пример из судебной практики. В августе 2018 года Арбитражный суд Москвы взыскал с ПАО Мегафон 8,6 млн руб. компенсации за использование изображения Ждуна на официальном сайте оператора связи без разрешения правообладателя.

При подготовке документа учитывайте две ситуации:

  1. Возможность распространять созданную рекламу в других медиа без риска привлечения к ответственности за нарушение исключительного права создателя. 
  2. Не отвечать на претензии и иски третьих лиц, чьи произведения были нарушены при создании рекламы. Например, создатель рекламы скачал видео или фото в интернете по лицензии, которая не допускает коммерческого использования либо вообще не озаботился проверкой прав на использование объекта, который оказался включен в рекламу.

Чтобы избежать проблем, мы рекомендуем включать в договор передачу Заказчику прав на использование созданных по его заказу результатов интеллектуальной деятельности (РИД), а также гарантии Исполнителя, что последний не нарушал авторские права третьих лиц и ответственность в случае такого нарушения.

Образец текст для этого раздела договора

«Исполнитель предоставляет Заказчику право на использование РИД на территории Российской Федерации и зарубежных стран (всего мира) любыми возможными способами, на весь срок действия авторского права на условиях исключительной лицензии без сохранения за Заказчиком права выдачи лицензии третьим лицам и без возможности самостоятельного использования РИД Исполнителем.

Исполнитель гарантирует:

  • он является единственным автором РИД;
  • при создании РИД не были нарушены чьи-либо права или законные интересы;
  • на момент заключения настоящего договора исключительное право на РИД принадлежит Исполнителю, не отчуждено, не передано по лицензионным договорам по исключительной лицензии иным лицам.

В случае возникновения претензий по поводу нарушения Заказчиком авторских прав третьих лиц в связи с использованием РИД, Исполнитель самостоятельно и за свой счет урегулирует возникший спор, а также компенсирует Заказчику убытки, возникшие в связи с предъявлением таких претензий».

Раздел «Порядок приема-передачи оказанных услуг»

Казалось бы, понять, оказана услуга или нет, достаточно просто. Но документально этот факт может быть не оформлен должным образом, а значит, предъявить претензии или защититься от них будет сложно.

Договором нужно установить:

  • Порядок оказания услуг, причем вы можете определить формат размещения вашей рекламы, в каком месте веб-страницы будет висеть ваш баннер, как он должен отобраться на различных устройствах, как долго он должен демонстрироваться посетителям сайта и т.д.  
  • Сдачу-приемку результата — формы и сроки предоставления отчетов о размещении рекламы, порядок и сроки подписания актов об оказании услуг и возражений по этим актам.
  • Порядок предъявления претензий в случае, если услуги оказаны некачественно, либо были нарушены сроки их оказания.

Раздел «Ответственность сторон»

Этот раздел становится очень важным в свете того, что законом обязанность по регистрации интернет-рекламы в ЕРИР и подачи отчетности о стоимости размещения рекламы возложена совместно на рекламодателя, рекламораспространителя и оператора рекламных систем. А значит, только в договоре можно определить, кто именно обязан:

  • Зарегистрировать конкретную рекламу в ЕРИР и получить идентификатор (токен).
  • Обеспечить наличие идентификатора рекламы в рекламном материале или кликовой ссылке.
  • Подать отчетность о стоимости размещения рекламы.

Если эти вопросы не урегулировать письменным договором, то к ответственности могут быть привлечены все стороны. А штрафы за отсутствие регистрации рекламного материала, а также за неподачу либо подачу некорректной информации в ЕРИР для юридических лиц составляют от 200 до 500 тысяч рублей.

На мой взгляд, на практике обязанность по регистрации креативов и получению токенов ляжет на рекламораспространителей. Это я уже вижу по договорам наших клиентов, а некоторые интернет-площадки используют работу по маркировке рекламы в качестве конкурентного преимущества.

Но если обязанности по регистрации и отчетности возложены на рекламодателя, то для распространителя важно предусмотреть для себя право отказаться от размещения рекламных материалов, не соответствующих законодательству без применения к нему мер договорной ответственности. Для этого в договоре можно использовать такой текст:

«Исполнитель вправе отказать Заказчику в размещении рекламы либо изменить сроки распространение Рекламы до момента устранения Заказчиком нарушений законодательства о рекламе, в том числе если содержание Рекламы или способ (в том числе время и место) ее размещения противоречат законодательству о СМИ и о рекламе».

Какие направления деятельности лучше не смешивать в договорах

Первое — рекламные и информационные материалы. Если вы раньше работали без договора или не разделяли рекламные и платные информационные материалы, теперь придется менять систему. Это можно сделать такими способами:

  • Разграничивать рекламные и информационные материалы внутри одного договора.
  • Заключать отдельные договоры — одни на размещение рекламы, другие на подготовку и размещение информационных материалов (часто такие договоры называют «Об информационном сотрудничестве»).

Второе— создание и размещение рекламы. Если по договору в услугу входили и создание креативов, и размещение рекламы, и оплата шла за все вместе, направления надо разделить: креативы отдельно, размещение отдельно. На каждую услугу отдельный акт.

Как заключать договор блогеру в случае размещения «вечной» рекламы

Под «вечной» рекламой мы понимаем рекламу в видеороликах, договор заключен на единовременный показ, но потом эта реклама продолжает находиться в видео, и ее видят пользователи. Точнее о такой ситуации в довольно распространенном вопросе от блогеров:

«Я размещаю в видеоролике рекламную вставку, публикую ролик на Ютубе, в Дзене, с маркировкой, с регистрацией. Но у меня единовременный платеж за рекламу. Как я буду показывать каждый месяц ненулевые акты?».

Два варианта решения этого вопроса с помощью договора

Первый вариант — один акт. В договоре: 

  • Четко пропишите предмет договора, а именно размещение рекламы в видеоролике, который опубликуете у себя на платформах (напишите название ролика). 
  • Укажите, что оплата осуществляется за создание и встраивание рекламы в видеоролик, а не за просмотры либо за продолжительность его размещения.
  • Впишите пункт, где вы НЕ обязуетесь закреплять статьи/видео в ТОПе сайта, канала или в его плейлистах (и не закрепляйте их). 

При таком варианте вы регистрируете рекламный креатив и сдаете акт только за один месяц размещения. За последующие месяцы размещения рекламы сдавать нулевые акты будет невозможно, контрагент их не подпишет.

Второй вариант — годовое размещение рекламы. Ваши действия:

  • Пропишите в договоре срок размещения рекламной публикации год и укажите ежемесячную символическую сумму за размещение рекламы. 
  • Возьмите с клиента предоплату за размещение рекламы на указанный в договоре срок (в ее основную часть входит создание и включение рекламы в видеоролик).
  • В отчетах выставляйте «ненулевые» акты на основании зафиксированных в договоре ежемесячных расценок.  

К тому времени, когда пройдет условный год, указанный в договоре, что-то изменится: или регулирование поменяют, или в судебной практике уже будет принято решение.

Формы рекламных договоров

Ограничений по форме рекламных договоров нет. Документ может быть в бумажной и электронной форме, а также в виде публичной оферты, которую вы можете разместить на своем сайте. Подробно о публичной оферте мы рассказывали в этой статье.

Сроки хранения договоров и штрафы за нарушения

Заключение договора на размещение рекламы обязательно в силу ст. 12 Закона «О рекламе». Договоры на производство, размещение и распространения рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или с даты окончания срока действия таких договоров.

Если договоры не хранить, вам могут выписать штрафы на основании ст. 19.31 КоАП РФ. Размеры штрафов:

  • для граждан 1000–2000 рублей;
  • для должностных лиц и ИП 2000–10 000 рублей;
  • для юридических лиц 20 000–200 000 рублей.

Будьте внимательны с договорами.

Помогаем разобраться с рекламным законодательством

Вопросов много, мы регулярно разбираем проблемы, с которыми сталкиваются рекламодатели, рекламораспространители и производители рекламы, и тем самым нарабатываем опыт.

Поможем вам разобраться в вашей ситуации — просто оставьте заявку, и мы вам перезвоним.

Похожие записи