Реклама в интернете: требования, ответственность, судебная практика

Реклама в интернете: требования, ответственность, судебная практика

В законе «О рекламе» нет отдельного раздела про рекламу в интернете, поэтому сложнее понять «правила игры». Но это не освобождает от ответственности ─ штрафов до 20 тыс. р. на ИП и должностные лица, и до 500 тыс. р. на организации (ст.14.3 КоАП). 

Мы подготовили для вас обзор закона «О рекламе» и разъяснений ФАС (федеральной антимонопольной службы), а также судебные решения по рекламе в соцсетях.

Основные термины, которые нужно знать

Реклама ─ информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к товару, поддержание интереса к нему и продвижению его на рынке. 

К форме рекламы в интернете требований нет ─ допускаются любые креативы: тексты, баннеры, графика, видео, аудио и другое.

Товары ─ это продукция, а также услуги, работы, результаты интеллектуальной деятельности, мероприятия. Под рекламой товаров надо понимать привлечение внимания к любым продуктам, как материальным, так и нематериальным.

Рекламодатель ─ производитель или продавец рекламируемого товара. 

Рекламопроизводитель ─ создатель рекламы.

Рекламораспространитель ─ владелец интернет-площадки, на которой размещается реклама. К распространителям относятся владельцы сайтов, групп в соцсетях, блогеры.

Что не относится к рекламе

✔️ Информация о ваших товарах и услугах, компании, бренде, спецпредложениях, новостях, а также отзывы на ваших онлайн-площадках (сайт и соцсети).

✔️ Сведения о компаниях или товарах, размещенные в онлайн-каталогах, агрегаторах и на маркетплейсах.

✔️ Статьи-обзоры, подборки, сравнения похожих товаров разных производителей или нескольких товаров одного бренда по одинаковым критериям с перечислением плюсов и минусов каждого.

✔️ Объявления физических лиц на онлайн-досках, например, Авито.

Исключения из правил ─ считаются рекламой: 

  • На интернет-площадках ─ привлечение особого внимания к любым объектам (товары, компании, спецпредложения), например, всплывающими баннерами. 
  • В обзорах ─ слова «лучший», «№ 1» и т.п. как оценка товара (бренда) в целом, а по не каким-то критериям.   
  • На сайтах с объявлениями ─ информация, из регулярности и характера которой видно, что это не разовая продажа, а предпринимательская деятельность.

На что распространяется закон «О рекламе»

На любые виды рекламы в интернете:

✔️ контекстную;

✔️ таргетированную;

✔️ баннерную; 

✔️ тизерную;

✔️ на тематических сайтах (Авито, Из рук в руки; Юла и т.п.);

✔️ у блогеров;

✔️ другое.

Площадки, на которых ФАС отслеживает соблюдение закона:

✔️ Все сайты в доменных зонах .ru, .su, .рф.

✔️ Международные площадки (инстаграм, фейсбук, YouTube и т.п.), если владелец аккаунта из РФ или информация рассчитана на российских пользователей.

Требования к рекламе

Общие ─ достоверность и добросовестность.

Особые ─ к рекламе отдельных видов товаров и услуг (Глава 3 закона «О рекламе»): 

  • алкоголь, 
  • лекарства, 
  • БАД, пищевые добавки,
  • детское питание,
  • медицинские услуги, 
  • договоры ренты, 
  • финансовая деятельность, 
  • ценные бумаги,
  • услуги медиаторов,
  • букмекерские конторы и другие игры, основанные на риске,
  • услуги арбитража,
  • оружие. 

Часть товаров из списка вообще нельзя рекламировать в Интернете. А часть ─ можно, но только при соблюдении определенных условий. 

Например, букмекерские конторы можно рекламировать только на сайтах, зарегистрированных как СМИ, одной из тематик которых спорт или физкультура. 

Про «особые» товары и услуги надо знать, чтобы изучить при необходимости.

К акциям и спецпредложениям ─ нужно указывать все условия, а не только самые выгодные, чтобы не вводить пользователей в заблуждение.

За что отвечают рекламодатель, рекламопроизводитель и распространитель рекламы

У каждого участника своя ответственность. Например: 

✔️ Рекламодатель отвечает за достоверность информации о товаре (услуге).

✔️ Рекламопроизводители должен использовать формы, соответствующие закону. Так, при рекламе БАДов нужен дисклеймер размером не менее 10% от общей рекламной площади «Не является лекарственным средством».

✔️ Распространители, когда берутся за рекламу лицензируемой деятельности, например, медицинской, должны проверить наличие лицензии. 

Для вашего удобства мы собрали в таблицу все причины, по которым могут привлечь к ответственности каждого из участников рекламы товаров и услуг. Чтобы получить таблицу, нажмите на кнопку

Как исполнителям оформлять оказание услуг по производству и размещению рекламы

Если услуги никак не будут оформлены, ФАС при определенных условиях может признать рекламопроизводителя и/или распространителя рекламы в качестве рекламодателя и привлечь к бОльшей ответственности. 

Поэтому, если вы создаете или размещаете рекламу, особенно товаров и услуг с особыми требованиями, заключайте договор. 

Если договор вы не подписали, хотя бы ведите переписку в электронной почте (не мессенджерах) и сохраняйте всю историю. 

Но лучше договор и акт.

Как вариант можно разместить на сайте публичную оферту с условиями, на которых вы производите или размещаете рекламу. Но помните, что оферта «превращается» в договор только после акцепта.

Судебная практика о рекламе в интернете за 2018 ─ 2019 года

Дело блогера Ильи Варламова. В одном из своих видео на Ютуб-канале блогер показал виски и хорошо отозвался об этом напитке. ФАС посчитала это рекламой алкоголя, что запрещено в Интернете, и выдала предписание об удалении рекламы. 

Илья Варламов обратился в суд, попытался переквалифицировать рекламу в информирование и отменить предписание ФАС. Но не добился этого.

Это дело интересно даже не с точки зрения запрета рекламы алкоголя, а того, что ролик был размещен на Ютюбе, а значит, закон «О рекламе» действует и на международные площадки. 

Дело компании Mail.ru и интернет-магазина Pandao. Mail.ru рекламировал мобильное приложение магазина Pandao ─ за скачивание и регистрацию обещали бонусы, которые можно потратить на покупку. По факту же оказалось, что бонусы можно использовать только при покупке на определенную сумму. Суд признал рекламу ненадлежащей и недостоверной, так как не было подробного описания условий акции.

Дело о спецпредложении на шубы в инстаграм. Один из аккаунтов рекламировал продажу шуб по низкой цене. Сотрудники ФАС сделали звонок по телефону, указанному в объявлении, и выяснили, что товаров по таким ценам нет, все шубы продавались гораздо дороже. Поэтому ИП, который разместил рекламу, был привлечен к ответственности.

Внимание!

Если вы сомневаетесь в том, что ваша реклама соответствует требованиям закона, направьте её нам на проверку. 

Стоимость оценки одного макета 1000 рублей. Это в 20 раз меньше штрафа для ИП и в 500 раз меньше штрафа для юрлиц.   

Порядок оказания услуги:

1. Вы оплачиваете проверку (нажмите на кнопку ниже).

2. После оплаты, вы высылаете рекламный материал для проверки нам на почту ledovskikh.m@gmail.com.

3. Срок подготовки ответа с оценкой и рекомендациями ─ 2 рабочих дня.

Если статья была вам полезна, поделитесь с коллегами и друзьями!
Комментарии к новости "Реклама в интернете: требования, ответственность, судебная практика"
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Нажимая кнопку "Отправить", я принимаю условия Политики конфиденциальности. и даю своё согласие ИП Ледовских М. А. на обработку моих персональных данных , в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", в соответствии с целями и условиями, определенными Политикой конфиденциальности.