- Юридические услуги
- Регистрация СМИ
- Подготовка документов на сайт
- Регистрация товарного знака
- Составление авторских договоров
- Лицензия на образовательную деятельность для онлайн-школ
- Cкайп-консультация
- Юридический аудит сайта
- Абонентское сопровождение Интернет-проектов
- Абонентское сопровождение редакций СМИ
- Договор на отчуждение исключительного авторского права на фотографии
- Дела о защите чести, достоинства и деловой репутации
- Документы на сайт
- Защита авторского права
- Регистрация СМИ
- Статьи
- Об авторе
- Наши кейсы
- Отзывы
Реклама в интернете: требования, ответственность, судебная практика

В законе «О рекламе» нет отдельного раздела про рекламу в интернете, поэтому сложнее понять «правила игры». Но это не освобождает от ответственности ─ штрафов до 20 тыс. р. на ИП и должностные лица, и до 500 тыс. р. на организации (ст.14.3 КоАП).
Мы подготовили для вас обзор закона «О рекламе» и разъяснений ФАС (федеральной антимонопольной службы), а также судебные решения по рекламе в соцсетях.
Основные термины, которые нужно знать
Реклама ─ информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к товару, поддержание интереса к нему и продвижению его на рынке.
К форме рекламы в интернете требований нет ─ допускаются любые креативы: тексты, баннеры, графика, видео, аудио и другое.
Товары ─ это продукция, а также услуги, работы, результаты интеллектуальной деятельности, мероприятия. Под рекламой товаров надо понимать привлечение внимания к любым продуктам, как материальным, так и нематериальным.
Рекламодатель ─ производитель или продавец рекламируемого товара.
Рекламопроизводитель ─ создатель рекламы.
Рекламораспространитель ─ владелец интернет-площадки, на которой размещается реклама. К распространителям относятся владельцы сайтов, групп в соцсетях, блогеры.
Что не относится к рекламе
✔️ Информация о ваших товарах и услугах, компании, бренде, спецпредложениях, новостях, а также отзывы на ваших онлайн-площадках (сайт и соцсети).
✔️ Сведения о компаниях или товарах, размещенные в онлайн-каталогах, агрегаторах и на маркетплейсах.
✔️ Статьи-обзоры, подборки, сравнения похожих товаров разных производителей или нескольких товаров одного бренда по одинаковым критериям с перечислением плюсов и минусов каждого.
✔️ Объявления физических лиц на онлайн-досках, например, Авито.
Исключения из правил ─ считаются рекламой:
- На интернет-площадках ─ привлечение особого внимания к любым объектам (товары, компании, спецпредложения), например, всплывающими баннерами.
- В обзорах ─ слова «лучший», «№ 1» и т.п. как оценка товара (бренда) в целом, а по не каким-то критериям.
- На сайтах с объявлениями ─ информация, из регулярности и характера которой видно, что это не разовая продажа, а предпринимательская деятельность.
На что распространяется закон «О рекламе»
На любые виды рекламы в интернете:
✔️ контекстную;
✔️ таргетированную;
✔️ баннерную;
✔️ тизерную;
✔️ на тематических сайтах (Авито, Из рук в руки; Юла и т.п.);
✔️ у блогеров;
✔️ другое.
Площадки, на которых ФАС отслеживает соблюдение закона:
✔️ Все сайты в доменных зонах .ru, .su, .рф.
✔️ Международные площадки (инстаграм, фейсбук, YouTube и т.п.), если владелец аккаунта из РФ или информация рассчитана на российских пользователей.
Требования к рекламе
Общие ─ достоверность и добросовестность.
Особые ─ к рекламе отдельных видов товаров и услуг (Глава 3 закона «О рекламе»):
- алкоголь,
- лекарства,
- БАД, пищевые добавки,
- детское питание,
- медицинские услуги,
- договоры ренты,
- финансовая деятельность,
- ценные бумаги,
- услуги медиаторов,
- букмекерские конторы и другие игры, основанные на риске,
- услуги арбитража,
- оружие.
Часть товаров из списка вообще нельзя рекламировать в Интернете. А часть ─ можно, но только при соблюдении определенных условий.
Например, букмекерские конторы можно рекламировать только на сайтах, зарегистрированных как СМИ, одной из тематик которых спорт или физкультура.
Про «особые» товары и услуги надо знать, чтобы изучить при необходимости.
К акциям и спецпредложениям ─ нужно указывать все условия, а не только самые выгодные, чтобы не вводить пользователей в заблуждение.
За что отвечают рекламодатель, рекламопроизводитель и распространитель рекламы
У каждого участника своя ответственность. Например:
✔️ Рекламодатель отвечает за достоверность информации о товаре (услуге).
✔️ Рекламопроизводители должен использовать формы, соответствующие закону. Так, при рекламе БАДов нужен дисклеймер размером не менее 10% от общей рекламной площади «Не является лекарственным средством».
✔️ Распространители, когда берутся за рекламу лицензируемой деятельности, например, медицинской, должны проверить наличие лицензии.
Для вашего удобства мы собрали в таблицу все причины, по которым могут привлечь к ответственности каждого из участников рекламы товаров и услуг. Чтобы получить таблицу, нажмите на кнопку
Как исполнителям оформлять оказание услуг по производству и размещению рекламы
Если услуги никак не будут оформлены, ФАС при определенных условиях может признать рекламопроизводителя и/или распространителя рекламы в качестве рекламодателя и привлечь к бОльшей ответственности.
Поэтому, если вы создаете или размещаете рекламу, особенно товаров и услуг с особыми требованиями, заключайте договор.
Если договор вы не подписали, хотя бы ведите переписку в электронной почте (не мессенджерах) и сохраняйте всю историю.
Но лучше договор и акт.
Как вариант можно разместить на сайте публичную оферту с условиями, на которых вы производите или размещаете рекламу. Но помните, что оферта «превращается» в договор только после акцепта.
Судебная практика о рекламе в интернете за 2018 ─ 2019 года
Дело блогера Ильи Варламова. В одном из своих видео на Ютуб-канале блогер показал виски и хорошо отозвался об этом напитке. ФАС посчитала это рекламой алкоголя, что запрещено в Интернете, и выдала предписание об удалении рекламы.
Илья Варламов обратился в суд, попытался переквалифицировать рекламу в информирование и отменить предписание ФАС. Но не добился этого.
Это дело интересно даже не с точки зрения запрета рекламы алкоголя, а того, что ролик был размещен на Ютюбе, а значит, закон «О рекламе» действует и на международные площадки.
Дело компании Mail.ru и интернет-магазина Pandao. Mail.ru рекламировал мобильное приложение магазина Pandao ─ за скачивание и регистрацию обещали бонусы, которые можно потратить на покупку. По факту же оказалось, что бонусы можно использовать только при покупке на определенную сумму. Суд признал рекламу ненадлежащей и недостоверной, так как не было подробного описания условий акции.
Дело о спецпредложении на шубы в инстаграм. Один из аккаунтов рекламировал продажу шуб по низкой цене. Сотрудники ФАС сделали звонок по телефону, указанному в объявлении, и выяснили, что товаров по таким ценам нет, все шубы продавались гораздо дороже. Поэтому ИП, который разместил рекламу, был привлечен к ответственности.
Внимание!
Если вы сомневаетесь в том, что ваша реклама соответствует требованиям закона, направьте её нам на проверку.
Стоимость оценки одного макета 1000 рублей. Это в 20 раз меньше штрафа для ИП и в 500 раз меньше штрафа для юрлиц.
Порядок оказания услуги:
1. Вы оплачиваете проверку (нажмите на кнопку ниже).
2. После оплаты, вы высылаете рекламный материал для проверки нам на почту ledovskikh.m@gmail.com.
3. Срок подготовки ответа с оценкой и рекомендациями ─ 2 рабочих дня.
Если статья была вам полезна, поделитесь с коллегами и друзьями!
Еще с сайта:
Комментарии к новости "Реклама в интернете: требования, ответственность, судебная практика"
Здесь вы можете написать комментарий